Какими бывают словари русского языка? Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка Фундаментальные научные словари.

Думаю, каждый человек, хотя бы раз в жизни открывал какой-нибудь словарь. Выясним, какими они бывают?

Словарь — это сборник слов с пояснениями, толкованиями. Слова, которые приводятся в сборнике, располагаются в алфавитном порядке , поэтому знающим алфавит пользоваться словарем гораздо проще.

Многие знают, что словарей много. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться.

  • Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . Можно догадаться, что раз он назван ТОЛКОВЫМ, значит, растолкует все о слове, которое интересует, в том числе сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях.

Самый известный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

  • Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю .

Самый известный орфоэпический словарь «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

  • Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь .

Самый известный «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка).

  • Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов.

Известные словари:

1)В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок».

2)С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» .

  • Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов .

Самый известный «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.

  • Узнать о том, как правильно пишутся слова можно из орфографического словаря .

Самый известный «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПЫ СЛОВАРЕЙ. 04.12.2015 23:53

I. Формирование культуры работы со словарями как часть образовательного процесса

Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются, формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинам филологического цикла.

Практика систематического использования словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, знаково-символических действий по обработке и хранению информации.

II. Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

В рамках образовательного процесса (в учебной и внеурочной деятельности) педагогам и ученикам рекомендуются к использованию современные словари разных видов, различающиеся по назначению, объему и типу подачи информации.

Школьные (учебные) словари

Типы школьных словарей: русского языка (универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, ударений, фразеологические, грамматические, словообразовательные, словари морфем, этимологические, тематические для расширения словарного запаса и другие); двуязычные.

Предназначены для учащихся начальной, основной и старшей школы;

Ориентированы на образовательную программу, учитывают учебно-методические интересы школы, уровень знаний учащегося;

Позволяют учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе в игровой форме;

Помогают учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, развить потребность и умение самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации;

Развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.

Базовые лингвистические словари

Типы базовых словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие. «Ядро» базовых словарей: универсальный, толковый, орфографический и орфоэпический.

Предназначены для регулярного применения учителями общеобразовательных учреждений, а также учащимися основной и старшей школы в учебной и внеурочной деятельности;

Ориентированы на отражение актуальных языковых процессов, нормативное описание современного литературного языка, охватывают максимально широкий круг нуждающихся в словарном комментировании языковых явлений;

Помогают учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы более эффективно проектировать уроки и организовывать внеурочную деятельность;

Позволяют учителям всех предметных дисциплин получить необходимую дополнительную информацию для организации проектно-исследовательской деятельности, разработки олимпиадных и конкурсных заданий и внеклассных мероприятий.

Фундаментальные научные словари

Типы фундаментальных научных словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие.

Предназначены для учителей русского языка и литературы, а также детей, мотивированных к учению и одаренных;

Ориентированы на углубленное изучение языка, культуры, истории, природы и общества;

Позволяют повысить уровень знаний и расширить кругозор учителей и учащихся;

Помогают учителям развить у учащихся умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, синтезировать, классифицировать и интерпретировать информацию.

Двуязычные словари

Типы двуязычных словарей: базовые, школьные (разных языковых пар: англо-русский, русско-английский; французско-русский, русско-французский; немецко-русский, русско-немецкий и другие).

Предназначены для учителей иностранных и национальных языков и школьников, изучающих данные языки;

Ориентированы на перевод и толкование лексики иностранных и национальных языков;

Необходимы для обеспечения полноценного процесса изучения языков.

Энциклопедические словари и справочники

Типы энциклопедических словарей и справочников: родного языка, гуманитарных, естественно-научных дисциплин (словари-справочники по физике, химии, математике, русскому языку и литературе, истории).

Предназначены для учителей конкретных учебных дисциплин и учеников, желающих повысить уровень своих знаний в той или иной предметной области;

Ориентированы на представление справочной информации об окружающих человека реалиях, культуре, истории, содержат лексику и терминологию, относящуюся к конкретному учебному предмету или предметной области;

Обеспечивают удобство информационной деятельности в изучаемой предметной области;

Позволяют сформировать у ученика системный взгляд на изучаемый предмет.

III. Роль словарей в реализации положений ФГОС

Роль словарей в обеспечении личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предполагает выработку навыков работы со словарями, для чего требуется изучать не только содержание отдельных словарных статей, но и общие принципы их организации и расположения, значение словарных помет, сокращений и т. д. Учащемуся также необходимо знать типы словарей, их назначение и отличительные признаки, а также наиболее авторитетные словарные издания, уметь пользоваться словарями в учебно-научной и практической деятельности.

Уровень осознания учащимся своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества существенно повышается при овладении отраженным в языке культурным наследием народа. В этих целях рекомендуется привлекать словари: толковые, лингвострановедческие, топонимики и ономастики, фразеологические, афористики, пословиц и поговорок, устаревших слов и др.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, возможно только при широком усвоении учащимися общенаучных и предметных понятий, понимании природных явлений, категорий и объектов культуры и при осмыслении способов их выражения в родном и других языках. Для усвоения этого рекомендуется использовать словари: энциклопедические, терминологические, лингвострановедческие, толковые, грамматические, фразеологии и афористики, двуязычные и др.

Освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах невозможно без овладения средствами и правилами речевого этикета. Для достижения соответствующих результатов рекомендуется использовать словари: речевого этикета, толковые, фразеологические и афористики.

Для формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания ценностей семейной жизни важно учитывать общепринятые нормы нравственности. Изучение этой части словарного запаса языка рекомендуется проводить по словарям фразеологии, крылатых фраз, пословиц и поговорок.

Эффективное формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, орфоэпические, ударений, сочетаемости, устойчивых сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, невозможно без усвоения важнейших экологических понятий. Для их определения рекомендуется обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.

Умение воспринимать художественное наследие народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера требует знакомства с важнейшими категориями эстетики и крупнейшими объектами культуры. В этих целях рекомендуется применять словари энциклопедические, культурологические, исторические, лингвострановедческие.

Роль словарей в обеспечении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности начинается с обнаружения новых для себя категорий и объектов. Для развития данных умений рекомендуется применять словари: энциклопедические, отраслевые, терминологические, толковые, топонимики и ономастики.

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации формируются с учетом толкований общелитературной лексики и определений терминов. В этих целях рекомендуется обращаться к словарям: толковым, терминологическим, энциклопедическим.

Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач способствует изучение грамматики, словообразования и этимологии. Для этого рекомендуется использовать словари: грамматические, сочетаемости, словообразовательные, морфем, этимологические.

Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений. Для обеспечения этого рекомендуются словари: энциклопедические, терминологические, толковые, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устаревших слов.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, ударения, сочетаемости, образных сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции), ориентации в глобальном информационном пространстве может быть более эффективным при использовании идеографических и грамматических словарей.

Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий рекомендуется использовать словари: энциклопедические, исторические, отраслевые, терминологические, лингвострановедческие, топонимов, ономастики. При организации проектной деятельности рекомендуется применять также языковые словари разных видов для повышения грамотности и речевой выразительности оформления и презентации проекта, как-то: толковые, синонимов, орфографические, орфоэпические, сочетаемости, грамматических и произносительных трудностей и др. При работе с особо одаренными и высокомотивированными детьми рекомендуется обращаться к отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «русский язык» рекомендуется использовать:

Для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;

Для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;

Для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;

Для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;

Для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;

Для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;

Для развития речевой выразительности, языкового чутья и «чувства слова» - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;

Для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;

Для работы с одаренными и высокомотивированными детьми -словари: юного филолога (и лингвиста), энциклопедические, идеографические;

Для повышения уровня владения русским языком у детей, для которых он не является родным, - двуязычные, лингвострановедческие словари.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «литература» рекомендуется использовать словари: толковые, паронимов, исторические, лингвострановедческие, устаревших слов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, словари юного филолога (и литературоведа).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «иностранный язык» рекомендуется использовать словари: двуязычные, лингвострановедческие, энциклопедические, этимологические (для демонстрации родства слов).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «история» рекомендуется использовать словари: исторические, энциклопедические, этимологические.

IV. Методика формирования культуры работы со словарями в системе повышения квалификации учителей

Система повышения квалификации учителей разных предметных областей должна включать следующие блоки по овладению методиками развития словарной культуры в школе и обучения использованию словарно-справочного инструментария для формирования универсальных учебных действий познавательного характера.

Формирование культуры работы со словарями в начальной школе как ряда общеучебных умений по поиску информации в целях повышения мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие культуры работы со словарями в основной школе как части общеучебных умений по поиску информации и ее логической обработке (формирование понятия) для повышения способности использования указанных умений в учебной, познавательной и социальной практике, для обретения самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и для получения новых знаний в рамках учебного предмета.

Закладывание основ культуры филологической работы со словарями при изучении дисциплин филологического цикла для обретения лингвистической и литературоведческой компетенций.

Директор Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН академик А. М. Молдован


Словари являются своеобразными «представителями» языка, показывая людям его богатство, разнообразие и красоту. Без словарей было проблематично изучать языки других народов, правильно понимать значения слов и разбираться в терминологиях.

Значение словарей в наше время

Во все времена жили и творили составители словарей. Без них грамотная письменная речь вряд ли бы когда-нибудь наступила. Сегодня ученые, изучающие древние языки, сталкиваются с такой проблемой, как недостаток словарного запаса. К счастью, нашим потомкам это не грозит.

Хотя современный человек получает в день информации больше, чем люди древности за всю свою жизнь, они по-прежнему нуждаются в словарях, и для этого есть причины. Сегодня просто неприлично говорить и писать безграмотно, так как невежды не достигают успеха в карьере, не становятся популярными и богатыми. Словарный запас человека и умение им правильно пользоваться – это ключик к достижению любых желаний, так как именно речь помогает привлечь к себе внимание и успех.

Как правило, все грамотные люди умеют пользоваться словарями. Зная список словарей русского языка и их авторов, можно легко найти и значение слова, и его синоним.

Виды словарей

Если первые словари русского языка были исключительно толковыми, то по мере распространения в стране грамотности возникла потребность в орфографических. Позже, с появлением новых профессий, начали выпускаться книги с узконаправленными терминами, например, словари для моряков, медицинские, технические и другие.

Наиболее востребованными сегодня являются:

  • орфографические словари;
  • толковые;
  • справочники синонимов;
  • словари иностранных слов;
  • фразеологические;
  • справочники по сочетаемости слов.

Все они раскрывают перед человеком слово и его понятие, и каким бы длинным ни был список словарей русского языка, их авторы – это те самоотверженные люди, которые посвятили свою жизнь их составлению.

Толковые словари

Изучение значения слов начинается у людей с раннего детства и продолжается до самой смерти. Это говорит о том, что русский язык – это постоянно изменяющийся живой «организм», в котором старые клетки (слова) отмирают, а новые все время появляются.

Первый толковый словарь русского языка был издан в 1860 году благодаря пятидесятилетнему труду этнографа и собирателя Владимира Даля. Будучи сыном обрусевших немки и датчанина, он увлекался непонятными словами, и впервые собирательством и их изучением он начал заниматься в пятнадцатилетнем возрасте.

Много путешествуя по стране, Даль разговаривал с людьми из разных городов и деревень, с грамотными обывателями и безграмотными крестьянами, занося все в свои дневники. Благодаря такому труду свет увидел «Толковый словарь русского языка Даля», равного которому нет до сих пор. Он неоднократно переиздавался, так как многие слова уже вышли из обихода, и их заменили новые понятия.

Не менее известен и «Словарь Ожегова», написанный на основе «Толкового словаря Даля» под редакцией Ушакова. Будучи советским лингвистом, Ожегов сделал труд своего коллеги более современным и дополненным. Если в первом издании автора насчитывалось чуть более 50 000 слов, то в последующих выпусках их количество постоянно росло. Последнее издание его «Словаря русского языка» вышло в 1992 году и насчитывало уже 70 000 слов.

Орфографические словари

Задача орфографического словаря показать человеку, как правильно писать слово в различных падежах или склонениях с примером использования его в речи.

Грамотная письменная речь в наше время – это своеобразная «визитная карточка» человека, общающегося с друзьями или ведущего бизнес в интернете. Такие функции, как SMS, чаты и сообщения в соцсетях «заставляют» людей много и часто писать.

Орфографический словарь русского языка должен быть настольной книгой как каждого школьника, так и просто грамотного человека. Как правило, труды подобные этому составляются учеными лингвистами, которым был, например, Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942).

Самым известным со школьной скамьи является «Орфографический словарь русского языка Ушакова», который так же как «Толковый словарь Даля», неоднократно переиздавался и редактировался следующими поколениями лингвистов.

Словарь синонимов

Как показывает время, список словарей русского языка и их авторов постоянно пополняется. Например, такой справочник, как фразеологический словарь, помогает людям понять обороты речи, которые употребляли в разговорах наши далекие предки. Без него понятия многих выражений уже давно бы были утеряны.

Словарь синонимов русского языка был вызван потребностью людей разнообразить свою речь. Сегодня, как никогда, много клише в речевых оборотах, чтобы этого избегать, грамотные люди ищут им замену. Вот для этого и необходим, например, «Словарь синонимов» под редакцией Бабенко.

Словари русского языка сегодня

На планете существуют действующие языки, которые не меняются тысячи лет, но, как правило, большинство из них время от времени претерпевают реформы. Не избежал этой «участи» и русский язык.

Как уже было сказано выше, он находится в непрерывном развитии, поэтому словари будут появляться до тех пор, пока оно не прекратиться. Вряд ли этого можно ожидать в ближайшее время, так как каждый год в мире происходят научные открытия, появляются новые слова и профессии, которые нужно толковать и грамотно писать.

Современные лингвисты отслеживают изменения в словарном запасе постоянно, поэтому никого не должно удивлять, что каждые 5-10 лет издаются новые словари русского языка.

Редко встретишь человека, который бы хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С их помощью мы не только узнаем значение тех или иных слов, подбираем синонимы или антонимы, но и узнаем немало нового.

Давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация и вспомним основные "лингвистические справочники" русского языка.

Наука о словарях

Лексикография - один из разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию.

Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Классификация современных словарей

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или же лингвистические.

Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС - Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и

Какие бывают словари лингвистические? Даная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они также делятся на двуязычные и одноязычные.

Двуязычные словари содержат языка и их эквивалент на иностранном языке.

Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Наиболее используемые виды словарей

Какие бывают словари по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:


Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.

  • Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный известным ученым В. И. Далем. Данный справочник содерит около 200 тысяч слов. Несмотря на то что ему уже более века, он читается одним из наиболее полных и употребляемых в наше время.
  • Второй не менее важный «Толковый словарь», составленный еще одним известным лингвистом С. И. Ожеговым.
  • «Орфоэпический словарь» был издан двумя разными лингвистами - Р. И. Аванесовым и И. Л. Резниченко. Оба словаря имеют внушительный и пригодятся не только школьникам и студентам.
  • Отметим также и «Словарь синонимов» З. Е. Александровой и «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской.

Какие бывают словари еще? Узнать историю многих привычных нам слов можно обратившись к труду Н. М. Шанского «Краткий этимологический словарь русского языка», а ознакомиться с фразеологизмами и их значением поможет «Фразеологический словарь русского языка» А. И. Молоткова.

Стоит также отметить «Словарь трудностей русского языка» под редакцией известного русского филолога, автора множества монографий и сборника правил русского языка Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой.

Строение словарной статьи

В заключение хотелось бы добавить несколько слов и о структуре словарной статьи.

Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.

Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, необязательно обращаться к орфографическому словарю. Достаточно открыть любой имеющийся у вас под рукой.

В большинстве словарей также указывается и правильное ударение. Данную информацию сдержат практически все русские словари. Какие бывают еще пометки?

После заголовочного слова идет информация о том, к какой части речи оно принадлежит. Затем описывается его значение или идет перечень синонимов, антонимов - все зависит типа словаря. Завершается словарная статья примерами употребления - цитатами из книг, журналов. В случае если данное слово имеет особенности в употреблении, в конце статьи указывается и эта информация.

Выводы

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие бывают словари и их значение, перечислили основные типы, а также привели список наиболее полезных для любого образованного человека.

Помните, если вы испытываете трудности при написании или произношении слова, не можете подобрать наиболее удачное, вам достаточно открыть одну из перечисленных нами книг.

Словари являются своеобразными «представителями» языка, показывая людям его богатство, разнообразие и красоту. Без словарей было проблематично изучать языки других народов, правильно понимать значения слов и разбираться в терминологиях.

Значение словарей в наше время

Во все времена жили и творили составители словарей. Без них грамотная письменная речь вряд ли бы когда-нибудь наступила. Сегодня ученые, изучающие древние языки, сталкиваются с такой проблемой, как недостаток словарного запаса. К счастью, нашим потомкам это не грозит.

Хотя современный человек получает в день информации больше, чем люди древности за всю свою жизнь, они по-прежнему нуждаются в словарях, и для этого есть причины. Сегодня просто неприлично говорить и писать безграмотно, так как невежды не достигают успеха в карьере, не становятся популярными и богатыми. человека и умение им правильно пользоваться - это ключик к достижению любых желаний, так как именно речь помогает привлечь к себе внимание и успех.

Как правило, все грамотные люди умеют пользоваться словарями. Зная список словарей русского языка и их авторов, можно легко найти и значение слова, и его синоним.

Виды словарей

Если первые словари русского языка были исключительно толковыми, то по мере распространения в стране грамотности возникла потребность в орфографических. Позже, с появлением новых профессий, начали выпускаться книги с узконаправленными терминами, например, словари для моряков, медицинские, технические и другие.

Наиболее востребованными сегодня являются:

  • орфографические словари;
  • толковые;
  • справочники синонимов;
  • словари иностранных слов;
  • фразеологические;
  • справочники по сочетаемости слов.

Все они раскрывают перед человеком слово и его понятие, и каким бы длинным ни был список словарей русского языка, их авторы - это те самоотверженные люди, которые посвятили свою жизнь их составлению.

Толковые словари

Изучение значения слов начинается у людей с раннего детства и продолжается до самой смерти. Это говорит о том, что русский язык - это постоянно изменяющийся живой «организм», в котором старые клетки (слова) отмирают, а новые все время появляются.

Первый толковый словарь русского языка был издан в 1860 году благодаря пятидесятилетнему труду этнографа и собирателя Владимира Даля. Будучи сыном обрусевших немки и датчанина, он увлекался непонятными словами, и впервые собирательством и их изучением он начал заниматься в пятнадцатилетнем возрасте.

Много путешествуя по стране, Даль разговаривал с людьми из разных городов и деревень, с грамотными обывателями и безграмотными крестьянами, занося все в свои дневники. Благодаря такому труду свет увидел «Толковый словарь русского языка Даля», равного которому нет до сих пор. Он неоднократно переиздавался, так как многие слова уже вышли из обихода, и их заменили новые понятия.

Не менее известен и «Словарь Ожегова», написанный на основе «Толкового словаря Даля» под редакцией Ушакова. Будучи советским лингвистом, Ожегов сделал труд своего коллеги более современным и дополненным. Если в первом издании автора насчитывалось чуть более 50 000 слов, то в последующих выпусках их количество постоянно росло. Последнее издание его «Словаря русского языка» вышло в 1992 году и насчитывало уже 70 000 слов.

Орфографические словари

Задача орфографического словаря показать человеку, как правильно писать слово в различных падежах или склонениях с примером использования его в речи.

Грамотная письменная речь в наше время - это своеобразная «визитная карточка» человека, общающегося с друзьями или ведущего бизнес в интернете. Такие функции, как SMS, чаты и сообщения в соцсетях «заставляют» людей много и часто писать.

Орфографический словарь русского языка должен быть настольной книгой как каждого школьника, так и просто грамотного человека. Как правило, труды подобные этому составляются учеными лингвистами, которым был, например, (1873-1942).

Самым известным со школьной скамьи является «Орфографический словарь русского языка Ушакова», который так же как «Толковый словарь Даля», неоднократно переиздавался и редактировался следующими поколениями лингвистов.

Словарь синонимов

Как показывает время, список словарей русского языка и их авторов постоянно пополняется. Например, такой справочник, как фразеологический словарь, помогает людям понять обороты речи, которые употребляли в разговорах наши далекие предки. Без него понятия многих выражений уже давно бы были утеряны.

Словарь синонимов русского языка был вызван потребностью людей разнообразить свою речь. Сегодня, как никогда, много клише в речевых оборотах, чтобы этого избегать, грамотные люди ищут им замену. Вот для этого и необходим, например, «Словарь синонимов» под редакцией Бабенко.

Словари русского языка сегодня

На планете существуют действующие языки, которые не меняются тысячи лет, но, как правило, большинство из них время от времени претерпевают реформы. Не избежал этой «участи» и русский язык.

Как уже было сказано выше, он находится в непрерывном развитии, поэтому словари будут появляться до тех пор, пока оно не прекратиться. Вряд ли этого можно ожидать в ближайшее время, так как каждый год в мире происходят научные открытия, появляются новые слова и профессии, которые нужно толковать и грамотно писать.

Современные лингвисты отслеживают изменения в словарном запасе постоянно, поэтому никого не должно удивлять, что каждые 5-10 лет издаются новые словари русского языка.