Классный час (1 класс) на тему: Вежливые слова. Классный час: "Вежливые слова"Цели: • Расширять запас «вежливых слов Какие слова относятся к вежливым словам

Вежливость — это обязательный признак хорошо воспитанного человека. Она проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий. Какие основные качества вежливого человека?

3 правила для вежливых людей

Развитие собственной личности невозможно без соблюдения общепринятых и этикета, которые должен знать каждый.

  1. Вежливый человек не забывает произносить при встрече. Также он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за любые оказанные ему услуги.
  2. Еще один признак вежливости заключается в умении относиться к окружающим с уважением, независимо от их социального статуса. Учтивость и доброжелательность должна проявляться не только к старшим по возрасту или званию, но и к коллегам, подчиненным, а также к людям, не сумевшим реализовать себя в жизни.
  3. Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах.

Грубость и несдержанность всегда отталкивает собеседников и становится серьезной помехой в достижении желаемых целей. Тем, кто выбирает подобный формат общения, сложно завести друзей, заслужить уважение окружающих и даже добиться успехов в карьере.

Как стать вежливым человеком

Красивая грамотная речь — это неотъемлемая спутница вежливости. Нужно уметь следить за своим голосом. Он должен быть спокойным, рассудительным и не очень громким. Необходимо исключить из своего словарного запаса нецензурную брань, обзывания, а также жаргонные выражения. Развитию вежливости способствует изучение книг о правилах этикета и чтение классической литературы. Никогда не следует перебивать своего собеседника — это нетактично. Не стоит забывать, что обе стороны имеют одинаковое право высказаться. Это и называется диалогом.

Вежливость на все случаи жизни

Важно быть культурным и доброжелательным всегда и везде, будь то деловая встреча или простой поход в гости или магазин. Ниже рассмотрены примеры вежливого поведения в различных бытовых ситуациях.

  • Поведение за столом во время еды многое может сказать о воспитании человека. Главное правило в столовом этикете — нельзя приносить неудобства окружающим. То есть жевать следует с закрытым ртом, не класть локти на столешницу и избегать дел, не касающихся приема пищи. Нельзя вставать и нагибаться над столом, чтобы дотянуться до хлеба или тарелки. Следует попросить того, кто ближе, придвинуть желаемое угощение.
  • Вежливый человек уважает природу. Он не станет бросать отходы после пикника на том месте, где отдыхал или кидать мусор мимо урны в черте города. желающие развивать свой внутренний мир, никогда не оставляют за собой грязь.
  • Нельзя забывать о вежливости и дома в кругу близких. Критика, повелительный тон и грубые слова, могут ранить чувства. Зная это, вежливый человек не станет причинять боль другим людям, особенно любимым.

Настоящая вежливость формируется не только из заученных красивых фраз. Она характеризует стиль жизни и олицетворяет человека.

Какие вежливые слова есть в русском языке

Русский язык могуч и многогранен. Еще с древних времен большое значение уделяется в нем различным любезностям и вежливым словам. К таковым относятся приветствия: «здравствуйте» или «добрый день». Прощания: «до свидания», «до скорой встречи», «спокойной ночи». Просьбы: «будьте добры», «извините, пожалуйста», «вы не будете так любезны». Выражения признательности: «спасибо», «благодарю вас». Пожелания: «будьте здоровы», «успехов», «счастливого пути».

Ежедневное употребление в своем лексиконе этих слов говорит о хороших манерах и высокой нравственности.

Вежливый ребенок. Как его воспитать?

Учить ребенка быть вежливым нужно с раннего возраста, когда он только начинает говорить. Есть несколько советов, которые помогут правильно это сделать.

  • Маленьким детям нравится играть. Учить скучные правила они не любят. Поэтому можно прививать им хорошие манеры в виде игры. Например, устроить чаепитие по всем правилам этикета с участием игрушек и, конечно, родителей. Можно разыграть вежливые диалоги, которыми необходимо пользоваться в окружении чужих людей или придумать другие ситуации.
  • Родители, разговаривая между собой и со своим чадом, должны использовать вежливые слова. Повелительный тон и крики с малышом недопустимы, даже если он не слушается. Он должен сделать то, что от него просят, например, собрать игрушки, но мягкой просьбе мамы или папы.
  • Если ребенок показывает явный протест, грубит, требует дать ему то, что нельзя, не стоит отвечать на такое поведение, а тем более его поощрять. Лучше надеть на себя маску безразличия и полностью игнорировать крики, пока они не утихнут. Так делать каждый раз, пока малыш не заговорит вежливо и спокойно.

Прежде всего, правила вежливых людей нужно соблюдать самим родителям. Они должны своим примером показывать малышу, что значит культура, сдержанность и уважение. Воспитание ребенка невозможно без благополучной обстановки в доме.

Как проявляется мужская вежливость

В современном мире вежливое поведение нередко расценивается представителями противоположного пола как флирт. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за незнания элементарных правил этикета, нужно уметь отличать симпатию от рамок приличия.

Например, мужчина всегда придерживает открытую дверь перед женщиной и пропускает ее вперед. Он помогает даме выходить из машины, целует ручку при встрече, снимает головной убор, уступает место в общественном транспорте. На выходе из помещения он подает ей верхнюю одежду или помогает снять ее при входе. Представители сильного пола обязаны носить тяжести вместо женщин, независимо от близости их отношений.

Интеллигентный мужчина никогда не заговорит со спутницей о ее возрасте, недостатках характера или внешности. Он не станет поднимать темы, которые будут ей обидны или неприятны. А также не явится на встречу в неподобающем внешнем виде.

Преимущества вежливого поведения

Вежливость воспитывает в человеке множество таких как сострадание, милосердие, аккуратность и самоуважение. Каждое из них играет большую роль в личном росте и даже судьбе.

Перед воспитанным человеком распахиваются все двери, ведь он умеет держать себя в руках при любых обстоятельствах, владеет тонкой и чуткой душевной организацией, а также обладает трезвым и ясным умом. Он щедро дарит тепло и радость от общения с ним, что помогает ему занять достойное место в обществе. И это далеко не полный список доказательств того, что хорошо быть вежливым человеком.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашей беседы – слова вежливости. Когда и как обучать ребенка применению таких важных слов? Как лучше познакомить детишек с понятием вежливости, и, главное, научить их использовать эти знания в практике?

Давайте для начала разберемся, что же значит быть вежливым? Если опираться на определения, то вежливость – одна из черт характера человека, отвечающая за хорошие манеры, умение учтиво общаться с другими, быть уважительным и чутким. Вежливый человек должен знать правила этикета, использовать вежливые слова.

Синонимы слова «вежливый» в русском языке – обходительный, внимательный, почтительный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» – резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

Какие бывают слова вежливости?

Существует так называемый «базовый» список вежливых слов. Они делятся на группы:

  • Слова приветствия и прощания: Привет; Здравствуйте; Доброе утро или С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; До свидания.
  • Слова прощения: Простите, пожалуйста; Извините; Прошу прощения.
  • Слова благодарности: Благодарю; Спасибо; Признателен.
  • Слова-просьбы: Пожалуйста; Разрешите, пожалуйста; Позвольте мне, пожалуйста; Можно спросить у Вас.
  • Слова напутствия, поддержки, приглашения, поздравления: Доброго пути; Браво; Будьте здоровы; Добро пожаловать; Милости просим; Угощайтесь; Приятно познакомиться; Приятного Вам аппетита; Только после Вас; Разрешите представиться; Будьте так добры; Поздравляю; Разрешите Вам помочь.

Эти слова можно разучивать вместе с ребенком. Для упрощения задачи придуманы специальные стишки и песенки. И чуть позже мы с ними познакомимся!

Как научиться вежливости?

Не стоит ждать, что хорошие манеры появятся у ребенка сами. Вежливость – не врожденная, а приобретенная черта. Для ее воспитания ребенок должен постоянно иметь перед глазами личный пример, и лучше всего, чтоб это было именно в семье. Кроме того, нужно еще и целенаправленное обучение вежливости. Таким образом, можно прийти к серьезным результатам.

Но нельзя сказать, что вежливости один раз научил – и это на всю жизнь. Очень важно все время поддерживать и поощрять в детишках стремление быть вежливыми. Просто чтобы они не оступались, не поддавались на соблазны со стороны. Мир огромен, и в нем хватает всего. Регулярно слышны грубые слова, некорректное обращение людей друг к другу, ненормативная лексика. А быть белой вороной среди «продвинутых» ровесников бывает весьма непросто.

Стишки и загадки для запоминания вежливых слов

Для разучивания слов вежливости с детьми существуют специальные стишки-загадки:

***
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
***
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
***
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
***
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
***
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
***
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
***
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
***
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
***
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
***
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
***
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Самуил Маршак «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Нужно обсуждать с детьми стихи, задавать вопросы, предлагать подумать и запоминать. Малышам можно подобрать красивые книжки со стихами. Их просто и легко запомнить, особенно в игровой форме. Герои стихов, сказок, мультфильмов наглядно покажут, почему и как надо быть вежливым.

Очень важно, чтобы члены семьи, в которой воспитывается ребенок, тоже вежливо общались друг с другом, употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», «простите».

Старайтесь всегда первыми здороваться, благодарить, прощаться, не ожидая, пока дитя само об этом вспомнит. В то же время, объясняйте ребенку правила вежливости, с кем нужно здороваться, а с кем нет, и т.п.

Обязательно в процессе обучения учитывайте возраст ребенка и хвалите его за успехи и достижения, даже небольшие. И не забывайте, что ребенок берет пример именно с вас! Поэтому внимательно оцените, насколько вежливо вы сами ведете себя со знакомыми и друзьями. Может, нужно что-то подкорректировать? Начните с себя!

Учитесь вместе с детьми вежливости, искренности и поиску нужных слов. Это огромный вклад в будущее! И тогда вам всегда будет приятно смотреть за поведением детей.

Песенки и мультики о вежливости можно найти здесь:

Счастья вам и вашим детишкам!

Классный час во 2 классе. Конспект.

Автор: Хуснутдинова Эльмира Фердинандовна.
Студентка Набережночелнинского педагогического колледжа.

Конспект классного часа для 2 класса. "Вежливые слова и поступки".

Цель: - формировать нравственные качества у учащихся.
Задачи: - уточнить и расширить представление о вежливости;
- учить правильно пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать положительные черты характера;
Оборудование: стихи, загадки, ребусы, жетоны

Ход классного часа:

1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения
-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,
однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Давайте выполним эту работу. Кто хочет выйти к доске и решить эту задачу.
- Молодцы! Разгадали тайну. Она называется «Страной вежливости» .
- Ребята, а путешествовать мы будем вот на таком автобусе.
- Ребята, а для того чтобы начать наше путешествие давайте вспомним:
- Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
- А для чего необходимы вежливые слова? (ответы детей)
- А что такое «вежливость» ?
(ответы детей)
- Вежливость – это доброе поведение, почтительное отношение. Слово «вежливость» произошло от устаревшего слова «вежество», которое означает «учтивость», «учёность».
- Итак, в путь!

Станция 1.

Ребята, наша первая станция называется «Урок вежливости»
Для прохождения этой станции нам надо решить задачу.
- Ребята, сейчас я вам раздам листочки со стихотворением, а вам нужно прочитать его и карандашом подчеркнуть вежливые слова. Работать мы будем в парах.
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенье прошу!
(ответы детей)
- Молодцы! Правильно.
- Итак, продолжаем наше путешествие.

Станция 2.

– Посмотрите, как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Составь пословицу»
- Я думаю, вы слышали такую пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы её понимаете?
(ответы детей)
- А теперь я предлагаю вам соединить части пословиц. Посмотрите на доску, на первом столбике написано начало пословицы, а в другом столбике их конец. Но их концы перепутались, ваша задача найти конец и правильно закончить пословицу.
Жизнь дана-------говори смело
Ласковое слово---так и прослывёшь
Про доброе дело--на добрые дела
Как проживёшь----лучше мягкого пирога
- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Хорошо, молодцы. Пословицы вы знаете.

Станция 3.

– Ребята, посмотрите как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Путаница»
- Ребята, Сейчас я вам раздам задания. Там записаны слова, но буквы перепутались. Вам нужно «распутать» слова.
ПИБСОСА ЛАБГОРДАЮ БОРДОГО ТИПУ ОБДОЙР ОНИЧ
(спасибо, благодарю, доброго пути, доброй ночи)
- Молодцы! А вы знаете, что означают слова «спасибо» и «благодарю»?
(ответы детей)
- Слово «Спасибо» - это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
- Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение»
- Ребята, а теперь давайте посмотрим мультик(Лунтик Невежи) . Смотрим внимательно, потом я вам задам вопросы.
- Ребята, правильно ли поступили гусеницы, не извиняясь перед Генералом Шером?
- Правильно ли поступил Лунтик, научив гусениц вежливым словам?
- Ребята, а вы всегда так поступаете?
- В каких случаях желательно употреблять вежливые слова?

Станция 4.

Ребята, продолжаем наше путешествие по стране Вежливости.
- Итак, наша следующая станция называется «Ежели вы вежливы»
- Я вызываю двух желающих участниц к доске. И говорю им ситуации, которых вы должны будете показать. Вы с помощью вот таких телефонов будете общаться друг с другом.
1. Вы обидели своего друга. И пытаетесь извиняться. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить друзей на день рождения. Как вы это сделаете?
3. Твои друзья приглашают тебя в кино, но ты не можешь пойти с ними. Как вы ответите на их предложение?

5 Станция «Вежливая».

Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете?
Игра «Доскажи словечко»
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вам нужно будет досказать словечко.
1. Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…. (Извините)
2. Дед про внучку говорил:
“Экая досада!
Я ей мишку подарил.
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы … (Спасибо)
3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
4. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
5. Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
6. Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
- Молодцы!
Игра «Будь внимательным!»
- Сейчас, мы немного отдохнём. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
(ответы детей)
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
(ответы детей)
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
(ответы детей)
Кто из вас скажите, братцы,
Забывает умываться?
(ответы детей)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
(ответы детей)
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
(ответы детей)
2. Заключительная часть.
- Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами прошли все станции, и решили все задачи. И мы смело можем получить гражданство этой страны.
- Давайте ещё раз произнесем эти волшебные слова, чтобы получить гражданство Страны вежливости.
- Если будем вежливы
Каждый день и каждый час -
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
- Ребята, не забывайте вежливые «волшебные» слова. Они помогут вам быть воспитанными людьми.
- Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Открытый урок

«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2

Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Проверка домашнего задания

–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?

(общение в семье, общение в школе).

Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

** Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и.... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ...(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку...(поднимать).

На математике считают,

На перемене...(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не.....(сорока). 1

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

Молодцы!

** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.

Оценим свои знания: (на доске ответы)

№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.

Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».

** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).

Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)

Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?

Какая же тема нашего урока?

– Чему мы должны научиться сегодня?

(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.

– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов

– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.

1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Если другу на прощанье

Скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра

Новое свидание!

Это слово, как магнитик,

Всех соединяет.

И прощаться навсегда

Нам не разрешает.

– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)

3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)

– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.

(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)

*** ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Откройте учебники на с 54

Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.

4) Озеро Театральное

– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)

– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)

– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)

– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)

– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

- Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Помни:

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема разговора по телефону:

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание. 4

Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

ФИЗМИНУТКА

3) Гора Вредных советов

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)

– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

2 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)

– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).

Правила вежливости

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

2) Море Вежливости

– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5

1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.

2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.

3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь

IV . Подведение итогов.

    Тест «Оцени свою вежливость».

    – На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.

    – В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

V . Домашнее задание.

**Каждой группе нужно найти значение слов:

1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.

(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3

Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)

Обещал отцу Петрусь…

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только – только задремал.

А Петрусь как заорёт:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку;

- Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты,- вожатый закричал,-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»

Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.

- Поздороваться при встрече.

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место пожилому человеку в автобусе.

- Перебивать того, кто говорит.

- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.

- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

- Помочь маме помыть посуду.

- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

- В столовой за обедом громко разговаривать.

- После еды вытереть рот рукавом.

- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

- Помогать младшим.

- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

Молодцы!

Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.

Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.

У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.

Проверка.

1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?

2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Как вы это понимаете?

3 ряд - Учись вежливости у невежи.

Что это значит? (Делать наоборот.)

Наталья Гордеева
Акция «Вежливые слова»

Цели :

Расширять запас «вежливых слов » .

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости .

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

Познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,

Показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов ;

Воспитывать культуру общения,

Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

Развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи,)

Предварительная работа : беседа о вежливости , о значение вежливых слов ; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.

Оборудование : Цветы, солнышко, вежливые слова , фонограмма песни «Улыбка» .

Здравствуйте, ребята. Не смотря на то, что на улице мороз и ветер, мне хочется вам пожелать тепла и добра. Вы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

БУДЬТЕ ТАК ДОБРЫ

" Будьте так добры", "Будьте так любезны" -

Эти фразы будут очень вам полезны.

Если с вашей просьбой вместе их сказать,

То никто не сможет в просьбе отказать.

Ребята, вы догадались о чем мы будем сегодня говорить? (ответы)

Правильно! Сегодня мы поговорим о вежливых словах . Что же это за слова ? (ответы)

Это добрые, простые и полезные слова .

А как вы считаете, почему это слова стали вежливыми словами (ответы)

Правильно! Потому, что без вежливых слов просто нельзя жить на свете.

Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Когда мы произносим эти слова , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. А иногда доброе, ласковое слово может помочь поднять человеку хорошее настроение, так как эти слова не только добрые , но еще и волшебные. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами , от которых становиться теплее и радостнее на душе.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица : доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему отно-сятся с добротой, доброту понимают даже животные.

А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете (Дети называют пословицы , которые они знают о доброте и вежливости )

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не мудрён привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Как проживёшь, так и прослывёшь.

– Молодцы! Знаете и пословицы и поговорки . Но, только помните, что длоброе слово и вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

Для того чтобы стать вежливым , воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости .

Ппервое правило – важно запомнить главные вежливые слова , которые так необходимы в повседневной жизни. Сейчас я посмотрю, как вы их знаете.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем.

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть .

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Если вы на именины

Друга Сашу пригласили,

Он принес цветок красивый –

Скажем мы ему «Спасибо» .

Угостил вдруг кто конфетой

Или что-то подарил,

«Спасибо» говори за это,

Чтобы вежливым ты был .

Молодцы! Вы знаете главные вежливые слова .

Как вы думаете, почему так получается, что люди знают эти вежливые слова , но не всегда их произносят (ответы)

Конечно. Но не надо бояться и стесняться произносить эти добрые, вежливые слова . А кроме того надо вовремя находить нужные слова , уметь употреблять их. И это второе правило, которое Вам надо запомнить.

– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать эти правила вежливости , но и стараться их выполнять.

Игра : «Весёлые загадки»

Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости , то в ответ на неё надо всем хором сказать : “Это я, это я, это все мои друзья!”

Загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо ещё быть и очень внимательным. Ребята, слу-шайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите , а на загадку хитрую – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

“С добрым утром!” скажет твёрдо?

У кого из вас в порядке,

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит, как рыба,

Вместо доброго “спасибо”? -Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Физминутка : «Солнце»

Солнце спит, ведь ночь настала, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево, в право.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Мы закончили разминку. (Потянулись)

Отдохнули ножки, спинки.

Игра : «Вежливо – невежливо »

Если вежливо хлопаем 2 раза , невежливо – 1 раз .

Сказать доброе утро…

Толкнуть друга, но не извиниться.

Поздороваться при встрече.

Перебивать взрослых во время разговора.

Уметь слушать воспитателя…

Не обижать девочек.

Уметь соблюдать тишину на занитиях.

Громко разговаривать.

Обижать животных…

-Сказать за обедом : «Приятного аппетита» .

Сказать, уходя из сада домой «До свидания»

Обозвать обидным словом друга .

Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова . Теперь вы сможете произносить эти добрые вежливые и волшебные слова и дома , и в детском саду, и в магазине, и в других местах где вы бываете.

Продуктивная деятельность детей (ручной труд) . Изготовление солнышка с лучиками. Звучит музыка В. Шаинского “Улыбка”.

А в завершении нашего занятия, предлагаю вам сделать солнышко с волшебными лучиками, которое будет радовать нас и наших гостей. (дети самостоятельно приклеивают лучики с вежливыми словами , дарят гостям маленькие солнышки, а большое- малышам)

МБДОУ-детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области

подготовительная группа «Капельки»

зам. зав. по УМР Гордеева Н. Г.