Конспект НОД «Скворечник для птиц» по аппликации для средней группы. НОД по аппликации «Скворечник»
Тема: Аппликация «Скворечник для птиц»
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие
В интеграции: социально-коммуникативное развитие
физическое развитие
Образовательные задачи: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Учить наклеивать части скворечника в определенной последовательности.
Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику, воображение. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
Для детей
клей ПВА, коричневые квадраты 9x9 см., круги желтого цвета диаметром 4 см., треугольники со сторонами 10 см., клеёнки, клеенки.
Для педагога
презентация занятия с аудиозаписями голосов птиц, мольберт, дерево (муляж) для сделанных скворечников, картинки перелетных птиц .
Предварительная работа:
- Беседа о весне, о перелетных птицах;
- Рассматривание репродукций о весне, о птицах.
- Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, песен «Весною» (муз. С.Майкапара), «Подснежники» (муз. Ю.Калинникова).
- Чтение рассказов: Л.Толстой «Птица свила гнездо», «Пришла весна», стихотворений: А.Плещеев «Весна» (в сокр.).
- Наблюдение за изменениями в природе, за птицами на прогулке
Ход занятия:
- Вводный этап
Дети входят в группу.Воспитатель: Дети! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я проснулась от веселого пения, перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой.
(включается на слайде 1 аудиозапись пения птиц)
Воспитатель: Откуда прилетели птицы? (из теплых стран, с юга). А почем птицы прилетели? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало теплее.) (слайд2, с репродукцией весны и птицами)
Воспитатель читает стихотворение «Март» Г.Лагздынь
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, скворцы)(слайд 3 с изображением перелетных птиц)
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел скворец, он что-то хочет нам сказать (слайд 4).
Запись Скворца (слайд 4): «Здравствуйте, ребята, вот и наступила долгожданная весна, я скворец-удалец первый прилетел из теплых краев, уже успел заселиться в новый домик, но скоро прилетают мои друзья - скворцы, а домиков для них больше нет. А без домиков они не смогут вывести маленьких скворчат. Ребята, помогите нам, пожалуйста. Скворец-удалец».
Воспитатель: Ребята, как можно помочь скворцам? (построить домики) А как называется домик для скворца? (скворечник)
Воспитатель: Ребята, у нас волшебные деревья! На них также как и на улице появились листочки. Мы с вами построим птицам домики - скворечники и повесим на наши деревья.
- Основной этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? (Слайд 5 с изображением скворечника и отдельных частей)
Стенка скворечника какой формы? – прямоугольной;
Крыша какой формы?– треугольной;
Окошко какой формы? – круглой.
Воспитатель: Дети теперь давайте сделаем скворечники для птиц.
Воспитатель: Ребята, вначале выложите скворечник на столе. Какую часть детали будете наклеивать первой? (стенку скворечника – слайд 6)
Воспитатель: Посмотрите, к моему домику прилетела птичка, давайте с ней поиграем (приклеивает к скворечнику силуэт скворца).
(Проводится пальчиковая гимнастика. Дети встают).
Пальчиковая гимнастика «Скворечники»
Готовы скворечники, | Встают, стучат кулачком по кулачку. |
Можно селиться, | Руки в стороны, к себе - «приглашение». |
Готовы дома-терема, | Поднимают руки вверх «домиком». |
Летите, летите веселые птицы, | Делают «птичку»: скрещивают руки ладонями к себе, соединяют большие пальцы – это голова птички, остальные пальцы каждой руки сомкнуты вместе – это крылья, дети шевелят ладонями, изображая полет птицы. |
Скорей занимайте дома. (С. Михалков) | Садятся на свои места. |
- Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, мы смастерили много скворечников, а теперь нам нужно их разместить на деревьях (дети подходят по очереди к доске и приклеивают свои скворечники к стволам, воспитатель помогает размещать их на коллективной работе).
Запись Скворца (Слайд 7): Спасибо, ребята, вам за домики для моих друзей скворцов.
Воспитатель: Ребята, смотрите, прилетели скворцы, давайте их рассадим по своим скворечникам (Раздаются изображения птиц и дети приклеивают их к своим скворечникам)
Воспитатель: Смогли мы помочь скворцам? (Да) А как мы это сделали? (Смастерили скворечники)
Воспитатель: Ребята теперь нам пора попрощаться с нашими гостями (Дети прощаются и выходят из группы)
С наступлением весны на деревьях в садах и парках появляются скворечники. Сделайте и вы с малышом свой маленький домик для перелетных птиц в виде аппликации. Кстати совсем недавно скворечники делали дети на уроках труда с целью воспитания любви к природе и труду. Так почему бы не использовать данный опыт и в отношении совсем маленьких детей. Ведь не так и важно, что скворечник пока будет бумажным.
Для аппликации «Скворечник» потребуется:
Бумага коричневого, черного и желтого цветов;
лист голубого картона для основы;
зеленые салфетки.
Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок понимает назначение скворечника. Во время прогулки, например, по парку, обратите внимание малыша на домики на деревьях, объясните, зачем они нужны, из чего и как их делают. Можно рассмотреть скворечник и на картинке в книжке. Затем предложите ребенку сделать свой скворечник из цветной бумаги, спросите, с чего начать работу. Таким образом, малыш станет активным участником творческого процесса. С помощью наводящих вопросов он сам будет говорить, что надо делать. Так будет развиваться речь, мышление, память.
Наверняка в ходе беседы ребенок отметит, что скворечники вешают на деревьях. Итак, начните с дерева. Вырежьте из коричневой бумаги ствол и веточки. Заметьте, что птицы возвращаются в родные края весной, когда на деревьях распускаются первые листочки и появляется трава. Возьмите зеленую салфетку, порежьте ее на маленькие кусочки и скатайте шарики. Наклейте шарики-листики на веточки дерева. В нижней части аппликации наклейте зеленые квадратики из салфетки. Это будет травка.
Из желтой бумаги вырежьте равносторонний треугольник и прямоугольник. Получатся стены и крыша. Наклейте их. Постарайтесь «повесить» скворечник ровно. Важно скоординировать движения малыша. Вырежьте кружок – вход в домик, наклейте жердочку.
Поговорите с ребенком о птицах, которые могут поселиться в скворечнике. Это скворцы, синицы, горихвостки, трясогузки, мухоловки и воробьи, то есть маленькие птички. Найдите незнакомых пернатых обитателей в книжке. Таким образом, ребенок не только поработает руками, но и получит новые знания о мире птиц.
Татьяна Будникова
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Скворечник»
Цель занятия :научить создавать композицию из отдельных деталей. Задачи :уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить создавать сюжетную композицию;развивать память,воображение,обогащать словарь детей;закреплять умение вырезать из цветной бумаги разные формы;воспитывать внимание,аккуратность при работе с ножницами. Оборудование :картинки с изображением скворца и скворечника; плотный картон,квадрат 3*3см,вход; два квадрата из цветной бумаги 6*6см, стена и крыша; вырезанный скворец из бумаги; зелёная цветная бумага, для листьев; коричневая цветная бумага, для веточки; ножницы,клей ПВА,кисти для клея,тряпочки,клеёнки-подкладки,салфетки для рук. Предварительная работа: Разучивание заклички: Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей. Приди к нам с радостью!С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым (Наблюдение за скворцами во время прогулки.) Ход занятия. Организационная часть : В: Ребята,отгадайте загадку: Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это,что за время года?В: Ребята,по каким признакам мы можем заметить приход весны? Как вы думаете,почему в народе часто говорят " весна-красна"(потому что весна красивая) Чем она красива (появляются трава,листья на деревьях,начинается цветение растений,прилетают птицы и поют свои песни,солнце ярче светит и пригревает,день становится длиннее) С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают? А зачем скворцы улетали в тёплые края? А кто из вас,ребята,знает какая первая забота у птиц весной? Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов. Скворцы не вьют гнезда,как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках,построенных для них людьми. Как называются эти домики (скворечники) Посмотрите на изображение скворечника. (показ картинки) Из каких частей состоит скворечник (из домика с крышей и входа) Круглый вход называется - леток,потому что птицы в него влетают. А вот эта жердочка под летком называется - насест. От слова "сесть", ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него пёрышки,сухую траву,листочки,подготавливая домик к появлению яиц и птенцов. Физкультурная минутка : Вот на ветках,скворцы! Не кричи! Чёрные сидят скворцы Разместились в дупле, Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, Полететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Полетели,прилетели И опять все в дупло сели. Практическая часть. В: Ребята,давайте попробуем сегодня создать весеннюю композицию - изобразим веточку со скворечником и скворцом. 1) Веточка. Из коричневой цветной бумаги вырежем веточку и наклеим её на картон. Из зелёной цветной бумаги вырезаем листики,наклеиваем на веточку. 2) Скворечник. Для скворечника нужно взять один большой квадрат,сложить его по диагонали и разрезать по линии диагонали на два треугольника (один треугольник станет крышей,второй - не пригодится) Возьмём квадрат поменьше и срежем у него углы,чтобы получился круг (это леток). Возьмём большой квадрат - стенка скворечника и наклеим у веточки. 3) Скворец. Берём вырезанную заранее фигурку скворца и доклеиваем композицию. Рефлексия: Что вам понравилось сегодня на занятии? На каких этапах занятия вы почувствовали трудности? Что вы хотели бы сделать по-другому? А сейчас я предлагаю вам оформить выставку работ и убрать свои рабочие места.
Аппликация «Скворечник»
Программное содержание. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная).
Закреплять умения ориентировки в пространстве.Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать аккуратность, активность и самостоятельность.
Продолжать расширять знания детей об окружающем мире.
Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Словарная работа.
Активизация: скворец, скворечник.
Материалы и оборудование.
Сюжетное изображение скворца, сидящего на ветке; картинки с изображением ласточки, утки, грача, скворца, скворечник. Бумага белого тона размером половины альбомного листа, прямоугольник большой - стенка, круг - окошко, треугольник для крыши, клей, кисточки, клееночки, салфетки.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, рассматривание скворечника, уточнение его частей. Заучивание стихотворений.
Дети сидят полукругом, звучит пение птиц, воспитатель загадывает загадку.
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Правильно, это время года весна. Назовите мне какие признаки вы знаете… (Ответы детей)
Многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц).
Есть птицы, которые зимовали у нас, а другие только прилетели. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец? (Ответы детей)
Воспитатель : Правильно. Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит.(показ скворечника). А кто делает скворечники? (Человек.) А какой он формы скворечник? А какая у него крыша? Отверстие?
Дети: Прямоугольник (квадрат), треугольник, круг.
Правильно, молодцы, все фигуры назвали.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем и порадуемся приходу весны, как это делают птички(п/и «Птички в домике»)
Воспитатель: Ребта, посмотрите, кто там прилетели в гости? (скворцы). Правильно скворцы, а как вы думаете, что они там ищут? (домики). Сколько скворцов? (много) ,а сколько домиков? (один). А чего больше? Домиков или птичек?
(Птичек больше, чем домиков.)
Правильно, птичек больше, чем домиков, на всех домиков не хватает. А давайте сделаем для птичек подарки. Мы подарим им домики! Для этого я вас приглашаю за столы.
Воспитатель показывает и спрашивает, дети отвечают : Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик — (Прямоугольной формы) , крыша — (Треугольной ), лаз с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик - (круглой)
Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для скворца домик. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части. Не забывайте промакать салфеткой лишний клей.
Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку)
Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) .
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
После окончания аппликации.
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться.
С приходом весны как никогда становятся актуальными весенние детские поделки к праздникам 8 марта и Пасхи, ко дню Матери. Кроме того, для ознакомления малышей с явлениями природы и временами года можно мастерить скворечники, поделки из природных материалов, соленого теста, аппликации из бумаги на весеннюю тематику и т. п.
Предлагаем вам несколько идей того, как сделать с ребенком своими руками креативную аппликацию - скворечник из бумаги.
Скворечник из бумаги: простая детская аппликация
Для изготовления бумажного скворечника вам понадобятся следующие инструменты и материалы: белая бумага, акварельные или гуашевые краски, поролоновый спонжик, ножницы, карандаши, клей. Эта аппликация вполне по силам младшему школьнику. Требуется вырезать из бумаги, раскрасить в разные цвета и приклеить на основу скворечник, нескольких птичек и дерево и дорисовать кое-какие детали. Предложите своему ребенку выполнить эту поделку - такое занятие хорошо тренирует усидчивость и развивает творческое мышление.
- Нарисуйте на светлой бумаге и вырежьте по шаблону детали аппликации: скворечник, шесть птичек и ствол дерева.
- Окрасьте дерево и скворечник при помощи спонжа в коричневый цвет.
- Птичек сделайте разноцветными, выбирая яркие, веселые оттенки.
- Подготовьте лист-основу, на котором будет располагаться аппликация. Можно взять цветную бумагу или картон, либо нанести фоновый цвет (светло-зеленый или желтый) на белый лист плотной бумаги.
- Наклейте детали аппликации на бумагу. Нескольких птичек «усадите» на насест скворечника, других - на крышу, на дерево и т. п. Подрисуйте или подклейте пташкам крылья, клювики и глазки контрастных цветов, а дерево оденьте в листья. Не забудьте и об окошке для птичьего домика. Вот ваша аппликация и готова!
Поделка своими руками: бумажный скворечник
- Это поделка для детей-дошкольников: скворечник на фоне зеленой листвы и стволов берез.
- Подготовьте лист-основу голубого цвета, из зеленой бумаги различных оттенков вырежьте листики произвольной формы, а белый лист формата А4 разрежьте вдоль на четыре части. Каждую скрутите в трубочку и зафиксируйте клеем. Это будут стволы берез; приклейте их к основе в живописном порядке.
- Вырежьте из красной бумаги фигуру в форме домика и приклейте ее к стволам берез в верхней части аппликации. Две перекрещивающиеся коричневые полоски пусть будут крышей скворечника, а белый кружочек - окошком птичьего домика.
- Украсьте композицию зеленой листвой. Затем раскрасьте стволы берез черными полосами с помощью маркера и приклейте на них бабочек, вырезанных из яркой цветной бумаги.
Поделка «Летающая птичка из скворечника»
Бумажные аппликации - самый простой, но от этого не менее интересный вид детского творчества. Ребятам нравится вырезать из бумаги разнообразные элементы и составлять из них красочные композиции. Чаще предлагайте своему ребенку позаниматься аппликацией, это замечательно стимулирует творческую активность. Детей постарше можно привлечь к выполнению аппликаций не только из бумаги, но и из фетра, кожи, ткани, выполнять необычные объемные и 3D-аппликации.