Армянская мифология. Армянская мифология: боги, мифы, тотемы и культовые места Смотреть значение Армянская Мифология в других словарях

Армянская мифология, комплекс мифологических представлений армян. Истоки Армянской мифологии уходят к мифологиям и верованиям племён, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточённой борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. - между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лёг в основу многих древнеармянских мифов. Армянская мифология складывалась под значительным влиянием иранской культуры (многие божества армянского пантеона - иранского происхождения: Арамазд , Анахит , ВахагнАстхик, Баршамин , Нанэ и др.), семитских мифологических представлений (см.). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами : Арамазд - с Зевсом, Анахит - с Артемидой , Вахагн - с Гераклом , Астхик - с Афродитой , Нанэ - с Афиной , Михр - с Гефестом , Тир - с Аполлоном или Гермесом .
После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. В Армянской мифологииКарапет библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов , напр. Иоанн Креститель (армянский) - Вахагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) - Вахагна, духа смерти Гроха . В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов.
Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских авторов, а также в поздней народной традиции.
Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк , Арам , Ара Гехецик , Вахагн и др.). Мифические события были включены в конкретно-географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак , противник Хайка - Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами - Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древнеармянской мифологии - сопротивление протоармян или армян иноземному пopабощению.
При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определённая генеалогическая связь: Арам, один из эпонимов армян, - потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик - сын Арама, Анушаван Сосанвер - внук Ара Гехецика. Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.
В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу - предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишапЕрванде и Ервазе Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар - «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о, родившихся от связи женщины с быком ; отец-бык выступает тотемом их рода.
В большинстве мифов животные , растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь , кошка, собака, рыба , священными птицами - аист, ворона , журавль, ласточка , петух . В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов - ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти - сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия , без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь . Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлётом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу . Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространён среди народа (особенно почитался уж - лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»). Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове - драгоценный камень или золотые рога. У каждого из царей - войско. Священные растения в Армянской мифологии - платан (соси), можжевельник , бригония (лоштак).
Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса - в зелёные долины, их слезы - в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сёстрами, Загрос и Тавр - рогатыми вишапами , борющимися между собой. В версиях, распространённых после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арнос связываются со всемирным потопом .
В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними - вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной , ударившим железом по кремню. Этим огнём и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнём. С огнём связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры.
В Армянской мифологии значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны ; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении ещё и в 12 в. (мифы о солнце и луне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звёздами был тесно связан культ предков . Так, Хайк - астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион . Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд).
Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром - крику женщины при родах, происходящих между небом и землёй . Персонификация грозовой бури и смерча - вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии - пророк Илия (Егиа). Отражение в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом . Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер .
Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства - богоматерь).
Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай . У райских ворот течёт огненная река , через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землёй находится ад . Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвётся под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясёт головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От её движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир.
В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелом Хрештаком.
В Армянской мифологии получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз , Деметр и Гисанэ , Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы, Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту - когда Христос придёт на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч , тогда и настанет конец света.
Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом. В пантеон вошли: Анахит, Вахагн, Астхик, Нанэ, Михр, Тир, Аманор и Ванатур, Баршамин. В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы.
В Армянской мифологии значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи.
Образы и сюжеты Армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоёмов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери , позднее - с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анахит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы , Тыпха, древо жизни , хушкапарики, мифические животные и др.).

Формирование армянской мифологии

Культура Армении
Литература
Архитектура
Музыка
Театр
Танец
Ковроделие
Миниатюра
Изобразительное
искусство
Мифология
Книгопечатание
Образование
Кино
Кулинария

В основе верований древних армян лежит мифология протоиндоевропейских племен, населявших Армянское нагорье. Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась армянскими язычниками как сакральная. Среди древнейших культов , имеющих общие индоевропейские и европейские корни, культ орла и льва, почитание Неба и Солнца. В основу многих древнеармянских мифов легли в модифицированном виде мотивы ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией , а с IX в. до н.э. - между государством Биайна (Урарту) и Ассирией. В эллинистическую эпоху (III-I вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами:

После официального принятия в Армении христианства появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов и духов, например, Иоанн Креститель (армянский Карапет) получает некоторые черты Ваагна и Тира , а архангел Гавриил (Габриел Хрештакапет) - Ваагна .

При расселении армянских племён в - вв. их культура вбирала некоторые элементы верований местных греков и персов . В позднем Средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления и соседних мусульманских народов.

Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих авторов (Платон , Геродот , Ксенофонт , Страбон), византийца Прокопия Кесарийского , а также средневековых армянских писателей (Мовсес Хоренаци , Агатангелос (Агафангел), Езник Кохбаци , Себеос , Анания Ширакаци), и, разумеетсяв устных народных преданиях.

Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государства (Хайк , Арам , Ара Гехецик , Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретную географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка - Бэл из Вавилона , Баршамин и др.). Борьба между хаосом и порядком трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами (например, война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии - сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению.

При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:

  • Арам, один из эпонимов армян, - потомок первопредка Хайка,
  • Ара Гехецик - сын Арама,
  • Анушаван Сосанвер - внук Ара Гехецика.

Эпические цари (такие как, Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.

Тотемизм

Многие мифы посвящены змеям , культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж - лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»). Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове - драгоценный камень или золотые рога. У каждого из царей своё войско. Также в «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар - «змея», «вишап»)

Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер . Ему противопоставляется «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, прогоняющая ночных духов. В мифах её олицетворяет непорочная или розовая дева, слившаяся после распространения христианства с богоматерью.

Герои

В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком . Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Давиде Сасунском» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту - когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света.

Исторические источники сведений

От армянского язычества сохранилось достаточно мало текстов , сборников мифов и сказок, наиболее значительный из них - «Давид Сасунский».

Памятники народного творчества хранят сведения о верованиях армян, об их молитвах и анимистическом толковании природы. Историко-познавательную и художественную ценность представляют сказки, предания, пословицы, загадки, антуни-песни, песни скитальца - пандухта, а также легенды и сказы («Гайк и Бел», «Ара Прекрасный и Шамирам», «Торк Ангех», «Рождение Ваагна», «Тигран и Аждаак», «Арташес и Артавазд», «Арташес и Сатеник»), в которых отображается борьба армян против чужеземных захватчиков, воспеваются подвиги героев-богатырей, любовь к свободе и независимость. В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, продолжавших традиции народной поэзии языческих времен. Художественно своеобразен жанр айрепов, которые в литературной обработке Наапета Кучака (16 в.) вошли в сокровищницу мировой поэзии.

Найдено значительное количество произведений искусства, на основании которых уточняются сведения о мифологии армянского народа. В Британском музее находится бронзовая статуя Анаит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит . Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и т. д.).

Храмы и культовые места

Гарни

Карахундж

Масис

Масис, в армянской мифологии - гора (Арарат).

Немруд

Гора Немрут-Даг (Немрут, Немруд, тур. Nemrut Dağ или Nemrut Dağı, арм. նեմրութ) - гора на северо-востоке Турции в области Адыяман (древняя Анатолия). Высота 2150 м над уровнем моря.

На вершине горы расположена гробница правителя Антиоха I Теоса из Коммагены, построенная в 62 до н. э. Гробница украшена огромными каменными статуями 8-9 м высотой. В 1987 археологические памятники на вершине горы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Боги древних армян

Аманор

Основная статья : Аманор

Аманор - божество, олицетворяющее Новый год.

Анаит (Анахит)

Анаит (Анахит) - богиня-мать, богиня (дицуи) плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. В армянском фольклоре Анаит изображалась с младенцем в руках, с внешностью и одеянии армянской женщины. Культ Анахит возник в Армении, вероятно, под влиянием распространённого у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально Анаит и Астхик были именами одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем Анаит стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты.)", изменяется и характер культа Анаит.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Её именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ Анаит был широко распространён в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя Анаит из золота).

Отождествляли Анаит с древнегреческой Артемидой .

Ар

Ванатур

Основная статья : Ванатур

Ванатур - бог (диц) гостеприимности.

Гисанэ

Гисанэ - в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса.

Грох

Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий») - в армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара.

Деметр

Имя Деметр, по-видимому, восходит к имени богини Деметры (называвшейся иногда армянами Сандарамет); вероятно, в районе, где стояли идолы Деметра и Гисанэ , у древних армян почиталось божество Сандарамет -Деметр.

Лусин

Михр

Михр(Мгер) (видимо происходит от Митры) - бог (диц) чистоты, доброты и справедливости, бог небесного света и солнца, сын Арамазда.

Спандарамет

Спандарамет (Spandaramet) - у древних армян бог подземелья. Также он был богом царства мёртвых. Отождествлялся с древнегреческим богом Аидом .

Тарку

Тарку/Торк (Tarqu/Torq) - у древних армян бог плодородия и растительности

Тир

Анушаван Сосанвер

Арагац

Арагац, в армянской мифологии гора (Арагац), сестра Масис (Арарат).

Ара Прекрасный

Ерванд и Ерваз

Карапет

Паапан Хрештак

Аралезы

Аралезы (Арлезы)- в армянской мифологии боги, выглядящие как собаки. Они спускаются с неба чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так аралезы воскресили Ара прекрасного , убитого Семирамидой. Языческие армяне верили в существование духов-аралезов, содействовавших воскресению павших в бою. Эти духи, по выражению Фавста, сходили и лизали раны убитого на поле сражения, возвращая ему жизнь. Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из «иар» - беспрестанно и «лез-ум» - лизать.

Ачуч-Пачуч

Основная статья : Ачуч-Пачуч

Ачуч-Пачуч (Achoych-Pachoych), Ачоч-Мачоч - в мифах древних армян - карлики, проживающие на краю света; последняя человеческая раса перед концом мира. Согласно поверьям, люди постепенно уменьшаются, достигая в конце концов размера, позволяющего им пройти через игольное ушко .

Вишап

Горнапштикнер

Основная статья : Горнапштикнер

Горнапштикнер (горнадапнер, хортылакнер) - духи мертвых.

Горнапштикнерами называли духов умерших иноверцев, самоубийц и злодеев. В легендах они выступали в антропоморфном и зооморфном облике (кошка, собака, волк, медведь, осёл и др.). Обычно они стояли у дорог, особенно около кладбищ, и пугали прохожих, прыгая на их спины, на их лошадей или на арбы.

Считалось, что горнапштикнеры по ночам бродят вокруг домов, а к рассвету возвращаются в свои могилы.

Дэв

Дэв, Дайва (авестийский), Див (фарси), Деус - злой дух, великан покрытый шерстью. Очень напоминает циклопов , но в отличие от них двуглазый.

Даханавар

Кьяайк

Основная статья : Кьяйк

Кьяйк в армянской мифологии нейтральные духи из группы дэвов . Они живут в пещерах, ущельях или горах и выводят установленные для людей штрафы.

Мардагайл

Мардагайл (Mardagayl) («человек-волк») - человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка.

Нэанг

Основная статья : Нэанг

Пери

Уруаканы

Основная статья : уруаканы

уруаканы (урваканы) ("призраки") - в армянской низшей мифологии - духи умерших.

Согласно народным представлениям, к числу уруакан относились и горнапштикнер.

Чары

Чар ы (мн.ч -Чарк/Чары; ед.ч - Чар ) (Chars)- в низшей армянской мифологии злые духи.

Чивал

Чивал (также Чуал ), так назывался в Армянской мифологии злой дух, который посещал ночью мечты спящих, чтобы переводить их от страха и ужаса.

Шаапет

Основная статья : Шаапет

Javerzahlareses

Javerzahlareses (нимфы). Они были вероятно женственными Kaches. Нужно было совершенствоваться невидимых существ с бессмертным знанием, разумеется, неспособно. Они путешествовали в степи между камнями и нужно было находить у скамей реки.

Истоки армянской поэзии

(Предание о Айке и миф о Ваагне)

Армянская мифология Хронология Пантеон армянских богов (дицов) формировался во времена зарождения протоармян, унаследовал и в начальном этапе своего существования сохранял основные элементы язычества индоевропейских (арийских) племен. Начальным культом поклонения являлась некая непостижимая высшая сила, разум, называемый Ар. Физическим воплощением Ар было Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне и называли себя ареворди (арм. чада Солнца). С древнейших времен культ поклонения Солнцу занимал особое место в армянском язычестве, существуя вне времени и вне истории развития язычества.

С течением времени армянский пантеон обновляется, и появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы, главой армянского пантеона выступает Айк, прототип легендарного Айка Лучника. Верховным богом армянского пантеона считался также Ванатур (по мнению Г. Алишана), которого позже заменил Арамазд. Последний же появился под воздействием зороастризма (маздеизма), частично сохраняя исконно армянскую сущность, заключая в себе также элементы зороастризма - Арамазд (в зороастризме верховным богом является Ахура-Мазда). Аналогичным образом исконно армянской богине плодородия и материнста Нар заменила Анаит (в зороастризме богиня плодородия - Адвисура-Анаита), хотя по мнению некоторых ученых (в частности М. Абегяна) Анаит исходит к псевдониму ассирийской богини Иштар - Анату. Армянский пантеон

Ваэ - бог (диц) Солнца. Астхик - богиня (дицуи) любви и воды. Астхик изображалась как прекрасная женщина, часто купаясь в воде обнаженной. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь, питая поля и сады, принося людям обильный урожай. До сих пор отмечается посвященный Астхик праздник - Вардавар. Нанэ - богиня (дицуи) материнства и мудрости. Тир - бог (диц) науки и образования. Ванатур - бог (диц) гостеприимности. Аманор - божество, олицетворяющее Новый год. Миhр - бог (диц) чистоты, доброты и справедливости. Изображался в виде молодого мужественного человека, борющимся с быком. Сандарамет (Ангех) - бог (диц) подземного царства. Торк Ангех - божество, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый и в то же время обладатель нечеловеческой силы человек.

Праздники и обряды

Календарные праздники

Терендез

Вардавар

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.

Праздник установлен в честь Преображения Господня, случившегося на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном - поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.

Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель, первый Католикос Армении назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.

По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что её возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от её крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.

Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью её выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.

По другой из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» - «вода» и «вар» - «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.

Навасард

Основная статья : Навасард

Литература

Научная литература

  • Мифологический Словарь. Москва, «Советская Энциклопедия», 1990 г. Автор основных статей: С. Б. Арутюнян Автор дополнений: Вреж Атабекян
  • Моисей Хоренский, История Армении, М., 1893;
  • История епископа Себеоса, Ер., 1939;
  • Анания Ширакаци, Космография, пер. с древнеарм., Ер., 1962;
  • Давид Сасунский, М.-Л., 1939;
  • Эмин Н. О., Исследования и статьи, М.,1896;
  • Абегян М., История древнеармянской литературы, пер. с арм., Ер., 1975;
  • Топоров В. Н., Об отражении одного индоевропейского мифа в древнеармянской традиции, «Историко-филологический журнал», 1977, № 3;
  • Сасна Црер (арм. нар. эпос), под ред. М. Абегяна и К. Мелик-Оганджаняна, т. 1-2, Ер., 1936, 1944, 1951 (на арм. яз.);
  • Алишан Г., Древние верования или языческая религия армян, Венеция, 1895 (на арм. яз.);
  • Агатангехос, История Армении, Тифлис, 1909 (на арм. яз.);
  • Езник Кохбаци, Опровержение персидской ереси, Тифлис, 1913 (на арм. яз.);
  • Адонц Н., Мировоззрение древних армян, в его кн.: Исторические исследования, Париж, 1948 (на арм. яз.);
  • Ганаланян А., Армянские предания, Ер., 1969 (на арм. яз.);
  • Gelzer H., Zur armenischen Gotterlehre, Lpz., 1896;
  • Abeghian М., Der armenische Volksglaube, Lpz., 1899;
  • Ananikian М., Armenian , в сб.: Mythology of all races, v. 7, N. Y., 1964;
  • Ishkol-Kerovpian K., Mythologie der vorchristlichen Armenier, в кн.: Worterbuch der Mythologie, Bd 4, Lfg. 11, Stuttg., .

Исследования по армянской этнографии

Примечания

См. также

  • Духи армян
  • Праиндоевропейская религия Википедия Википедия
  • - (Միհր) Мифология: Древнеармянская мифология В иных культурах: Митра Занятие: Бог Солнца, небесного света и справедливости Отец: Арамазд Сестра: Анаит, Нанэ … Википедия

    - (Չարք) Мифология: Древнеармянская мифология Толкование имени: «злой», «злыдень» Характерные черты: Ступни вывернуты пятками вперед Чарк (арм. Չարք «злой», «злыдень») в низшем уровне древнеармянской мифологии злые духи … Википедия

    Бахт (Բախտ) Мифология: Древнеармянская мифология Толкование имени: «Судьба», «Рок» Бахт (арм. Բախտ «судьба», «рок») дух в армянской мифологии. Бахт определяет судьбу человека при рождении (которую записывает Грох) … Википедия

· Боги древних армян · Герои и легендарные монархи · Духи и мифические существа · Праздники и обряды · Литература · Примечания · Близкие статьи · Официальный сайт ·

Аманор (арм. - «Новый Год») - Новый год (который по древнеармянскому каледарю начинался в день весенего равноденствия), приносящий его первые плоды. Пережитки культа в XX веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый Плод»). Эпитет дица Арай Прекрасного.

Анаит (арм. ), Анахит, Анахита - богиня-мать, покровительница Армении, слава и спасительница армян. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит - Дицамайр (Богородицы) трансформировалось в поклонение христианской Богородице.

Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар ) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).

Арамазд (арм. ) - верховный диц в древнеармянском пантеоне, Творец Неба и Земли, отец дицов. .

По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, от представлений о Творческой Мудрости Ара, по иной, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда (Ормазд). Культ Арамазда пришёл, возможно, в VI-V веках до нашей эры, слившись с культом местных божеств. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.

Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. нашей эры при распространении христианства.

Арев (арм. , также Арег, буквально - «Солнце» (в переносном значении - «жизнь») - персонификация Солнца, в некоторых случаях в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.

Астхик (Астгик или Астлик ) (от арм. «» - звёздочка )- в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу - хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами , представляют собой предметы культа Астхик.

До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по иной интерпретации - «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на первую молодую Луну, после летнего солнцестояния.

Баршамин , (арм. , буквально «Сын неба»), также Баршимниа, Баршам - божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Древней Армении . Построенный в честь Баршама храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (I в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Западной Армении, на территории современной Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства в 301 году. Собственно не армянское бежество, изображение которого было взято "в плен" Тиграном Великим в Сирии.

Бахт (арм. - «счастье», «везение») - дух в армянской мифологии, персонификация счастья, доли, судьбы. Бахт предписывался дицем Тиром каждому человеку в виде чакатагира, письмен на лубу человека, предопредедяющих его судьбы, долю и счастье с несчатьем. Понятие Бахт также тесно связанно с Анаит. От нее зависит какой Бахт человеку предпишет Тир.

Вахагн (арм. ), также Вахагн - бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом.

Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски - «дорога соломокрада».. - Мкртич Нагаш

Имя этого бога состоит из тех же индоевропейских корней, что и имя иранского бога Вертрагна (по-парфянски Вархагн). В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (не смотря на то, что тут же в гимне выяв­ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при­роды - из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Ваагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.

Ванатур (арм. - «Приютодатель»). Еще один эпитет Арай Прекрасного.

Вагэ - эпитет Вааагна, как одной из ипостаси Арега.

Гисанэ (арм. ) - умирающий и воскресающий диц. Еще один эпитет Арега.

Грох (арм. , Grogh - «пишущий», «записывающий» ) - дух смерти, ипостась духа смерти Огеара. Главной функцией Гроха считался учёт грехов и добрых дел людей. Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Эпитет дица Тира.

Деметр (арм. ), также Денетриос - брат Гисане. Согласно мифу, князья Деметр и Гисане - братья родом из Индии . Они навлекли гнев своего правителя и бежали в Армению. Царь Вагаршак жалует им страну Тарон (Западная Армения, на востоке современной Турции), в которой они строят город Вишап. Через 15 лет царь убивает обоих братьев, а власть в Тароне передаёт их трём сыновьям, которые воздвигают на горе Каркэ статуи своих родителей-богов Деметра и Гисане, а служение им поручают своему роду. Вероятно, эпитет Лусин.

Лусин (арм. , в переводе «Луна») - в армянской мифологии персонификация Луны.

Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у державшей в руках тесто матери булочку. Рассерженная мать дала ему пощёчину, от которой тот взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста (лунные кратеры).

По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние - со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который после уходит в рай (то есть умирает). Из рая Лусин возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога). Во многих мифах Лусин и Арев (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра.

Михр (арм. от пехл. Mihr - Митра), также Мгер, Мхер - диц, одна из ипостсей Солнца - Арега, - Арегакн, - буквально, Око Арега. Диц небесного света и справедливости вселенского закона Ард. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком, символизирующим хаос.

С Михром связаны эсхатолоические ожидания в древнармянской религии.

Нанэ , (арм. ), также Нане - богиня домашнего очага, материнства и мудрости - дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как пожелая мудрая женщина.

Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц , вблизи храма Анаит. Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение - бабушка, мать).

Спандарамет (арм. ) - бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье. Отождествляется с древнегреческим богом Аидом.

Тарку (арм. ), также Тургу, Торк - бог плодородия и растительности. В основном почитался в окрестностях бассейна озера Ван. Со временем его имя трансформировалось в «Торк». Район распространения его культа совпадал с территорией, на которой почитался древнеармянский бог Ангех. Вследствие этого Торк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок. Эпитетом Торка стал «Ангехеа» - дар Ангеха . Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» (от «» («тгех») - «некрасивый») и появился новый персонаж - Торк Ангех, которого считали внуком Хайка.

Тир (арм. ) - бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. В эллинистическую эпоху он отождествлялся с Аполлоном и Гермесом.

Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда» , был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.

Торк Ангех (арм. ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех - правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.

Торк Ангех является неуклюжим титаном безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех - каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в недругов.

Возможно, культ Торк Ангеха сложился в результате слияния представлений о богах Тарку и Ангехе.

Цовинар (арм. ,"тцов" - «море»), также (Т)цовян - богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах. Женская ипостась Ваагна, или иши воинственный образ Астхик.

Боги древних армян

Аманор (арм. Ամանոր — «Новый Год») — божество, олицетворяющее Новый год (который по древнеармянскому каледарю начинается в августе) и приносящее его первые плоды. Пережитки культа в XX веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый Плод»)

Фрагмент статуи богини Анаит, найденный в провинции Высокая Армения Великой Армении

Анаит (арм. Անահիտ ), Анахит, Анахита — богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Отождествлялась с персидской Анахит, древнегреческими Артемидой или Афродитой, древнегрузинской Дали, древнеримской Дианой и древнеегипетской Ниити. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице.

Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар ) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился ее главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).

Ар — (арм. Ար )— главный протоармянский (арийский) бог. Символизирует могущество солнца (арм. — арев), соединял в себе черты силы природы, весны, позже — черты бога войны.

Днем Ара считалось 21 марта — день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года «Арац», имя культового армянского царя Ара Прекрасного.


Арамазд (арм. Արամազդ ) — верховный бог в древнеармянском пантеоне , создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов .

По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, по другой, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда (Ормазд). Культ Арамазда пришел, возможно, в VI—V веках до н. э., слившись с культом местных божеств. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.

Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.

Арев (арм. Արեւ , также Арэв, Арегак, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.

Астхик (Астгик или Астлик ) (от арм. «աստղիկ» — звёздочка )— в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.

До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).

Баршамин , (арм. Բարշամին , буквально «Сын неба»), также Баршимниа, Баршам — божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Древней Армении. Построенный в честь Баршама храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (I в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Западной Армении, на территории современной Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства в 301 году.

Бахт (арм. Բախտ — «судьба», «рок») — дух в армянской мифологии , персонификация судьбы.


Ваагн (арм. Վահագն ), также Вахагн — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом.

Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада».. — Мкртич Нагаш

Имя этого бога состоит из тех же индоевропейских корней, что и имя иранского бога Вертрагна (по-парфянски Вархагн). В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв­ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при­роды — из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Ваагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.

Ванатур (арм. Վանատուր — «Приютодатель»). Бог гостеприимности. Возможно, Ванатур — лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества.

Ваэ — бог (диц) Солнца.

Гисанэ (арм. Գիսանե ) — умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса.

Грох (арм. Գրող, Grogh — «пишущий», «записывающий» ) — дух смерти, ипостась духа смерти Огеара . Главной функцией Гроха считался учет грехов и добрых дел людей. Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.


Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

Деметр (арм. Դեմետր ), также Денетриос — брат Гисане. Согласно мифу, князья Деметр и Гисане — братья родом из Индии. Они навлекли гнев своего правителя и бежали в Армению. Царь Вагаршак жалует им страну Тарон (Западная Армения, на востоке современной Турции), в которой они строят город Вишап. Через 15 лет царь убивает обоих братьев, а власть в Тароне передаёт их трём сыновьям, которые воздвигают на горе Каркэ статуи своих родителей-богов Деметра и Гисане, а служение им поручают своему роду.

Лусин (арм. Լուսին , в переводе «Луна») — в армянской мифологии персонификация Луны.

Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у державшей в руках тесто матери булочку. Рассерженная мать дала ему пощёчину, от которой тот взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста (лунные кратеры).

По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние — со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который затем уходит в рай (то есть умирает). Из рая Лусин возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога). Во многих мифах Лусин и Арев (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра.

Михр (арм. Միհր от пехл. Mihr — Митра), также Мгер, Мхер — бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком.

Нанэ , (арм. Նանե ), также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках.

Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц , вблизи храма Анаит. Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение — бабушка, мать).

Спандарамет (арм. Սանդարամետ ) — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье. Отождествляется с древнегреческим богом Аидом.


Тарку́ (арм. Տարքու ), также Тургу́, Торк — бог плодородия и растительности. В основном почитался в окрестностях бассейна озера Ван. Со временем его имя трансформировалось в «Торк». Район распространения его культа совпадал с территорией, на которой почитался древнеармянский бог Ангех. Вследствие этого Торк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок. Эпитетом Торка стал «Ангехеа» — дар Ангеха . Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» (от «տգեղ» («тгех») — «некрасивый») и появился новый персонаж — Торк Ангех, которого считали внуком Хайка.

Тир (арм. Տիր ) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. В эллинистическую эпоху он отождествлялся с Аполлоном и Гермесом.

Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда» , был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.

Торк Ангех (арм. Տորք Անգեղ ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех — правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.

Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном (исполином) безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.

Возможно, культ Торк Ангеха сложился в результате слияния представлений о богах Тарку и Ангехе.

Цовинар (арм. Ծովինար ,"тцов" — «море»), также (Т)цовян — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.


Герои и легендарные монархи

Айк(Хайк) — Прародитель. Ереван

Айк (арм. Հայկ ), (Гайк, Хайк, Гаос) — легендарный прародитель армянского народа. Упоминается также как потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы. Поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, увёл свой клан в «страну Араратскую», положив тем самым начало армянскому царству.

Анушаван Сосанвер (от перс. — «Ануширван» и армянского «сосанвер» (сос — «платан» и нвер — «дар, посвящение»)) -внук Ара Гехецика. Воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира (столицы и религиозного центра Араратского царства). К нему, как к духу священного платана, обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).

Ара Гехецик (арм. Արա Գեղեցիկ — Ара Прекрасный) — легендарный армянский царь. Покорённая его красотой Семирамида предлагала Аре «себя и свою страну», но получив отказ, возненавидила его и объявила войну с единственной целью — захватить царя в плен. Однако тот погиб в бою, и Семирамиде достался только его труп, который она безуспешно пыталась оживить.

Арам (Aram) — герой, предок — один из эпонимов армян. По его имени, согласно древним преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками — Армен, иранцами и сирийцами — Армени(к)).

Артавазд (возможно, от авест. — «бессмертный») — мифологический персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса.


Ерванд и Ерваз (арм. "Երվանդ և Երվազ" ) или Еруанд и Еруаз — братья-близнецы рождённые от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавшейся огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмерной чувственностью.

Ерванд, став царём Армении, строит город, храмы; главным жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделённого магической силой (дурным глазом), лопался гранит. В эпосе «Випасанк» Ерванд — то злой вишап, то добрый царь (ср. Артавазд). Согласно другому варианту, Ерванд как злой вишап заключается каджами в мутные воды рек.

Карапет (арм. Կարապետ — предшественник, предвестник) — персонаж армянской мифологии, после принятия армянами христианства отождествляемый с Иоанном Крестителем, хотя большинство сюжетов связанных с ним мифов имеют дохристианское происхождение.

Обычно его представляют подобным богу-громовержцу — это гремящий в облаках длинноволосый муж с пурпурной короной на голове, с крестом, в одежде, сверкающей, как пламя.

Карапет — хранитель армян. При наступлении врага, благодаря его помощи, армяне побеждают и истребляют вражеские войска. Его назвали Мшо Султан (Султан Муша-Тарона — места его монастыря) или Султан Святой Карапет. Карапет — покровитель искусств, одаривающий людей способностями к музыке, поэзии, приносящий удачу в спортивных состязаниях (Сурб Карапеты твац, «одарённый святым Карапетом»). К нему обращали свои молитвы народные певцы-музыканты (ашуги), канатные плясуны, акробаты и борцы.

Немрут (Нимрод) — иноземный царь, вторгшийся в Армению.

Паапан Хрештак — ангел-хранитель.


Санасар и Багдасар, (арм. Սանասար և Բաղդասար ), Санасар и Абамелик (Аслимелик, Аднамелик) — в армянском эпосе «Сасна црер» братья-близнецы, зачатые матерью Тцовинар от выпитых ею двух пригоршней морской воды (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен). От полной пригоршни родился Санасар, во всём превосходящий своего брата, от неполной (из-за того, что иссяк морской источник) — Багдасар.

Братья основали город Сасун, положив начало одноимённому государству. Санасар считается родоначальник нескольких поколений сасунских героев.

Шамирам (Семирамида) греч. Σεμίραμις , арм. Շամիրամ — легендарная царица Ассирии, супруга ле­гендарного царя Нина, хитростью убившая его и завладевшая властью.

Об этой царице в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. Эти работы, по-видимому, оказали существенное влияние на соответству­ющий рассказ у Мовсеса Хоренаци. Однако последнему присущи и элементы сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду и, главное, с армянским вождём Ара Прекрасным.

Армяне – один из древнейших индоевропейских народов, а Армения – первая в мире страна, принявшая христианство как государственную религию. Это событие произошло в 301 г. при правлении царя Трдата III.

Переходу к этой форме общественного и личного сознания предшествовал (как и у других народов) длительный период язычества или мифологии. Под ней понимается форма коллективного сознания народа, в которой ещё не произошло разделение отображения окружающего мира на религиозный, бытовой и художественный компоненты. Поэтому армянские (не только) мифы не тождественны фольклору, который представляет мир в художественной форме.

Армянская мифология упоминается в трудах древнегреческих (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон), византийских (Прокопий Кесарийский) и армянских историков раннего Средневековья (Мовсес Хоренаци, Агатангехос, Езник Кохбаци, Анания Ширакаци). Среди памятников народного творчества самый значительный – эпос «Сасунци Давид» («Давид Сасунский»).

Изображения древнеармянских богов и героев были обнаружены во время археологических раскопок. Самый ценный экспонат – бронзовая статуя богини Анаит, хранящаяся в Британском музее Лондона. Много античных культовых статуэток было найдено при раскопках в районе города Арташата – древней столицы Армении. Мифологические сцены и персонажи часто изображались на армянских миниатюрах, украшавших древние рукописи.

Истоки армянской мифологии берут начало в верованиях народов, участвовавших в этногенезе армянской нации в XII–VI вв. до н. э. Это, в первую очередь, племена – носители протоармянского языка, хурриты, урарты и лувийцы. В древнеармянских мифах в модифицированном виде нашли отражение и исторические события того времени, например, борьба между Ассирией и Урарту.

Армянская мифология испытала влияние крупной соседней страны – Персии. Иранское происхождение имеют армянская богиня любви и плодородия Анаит и верховный бог-творец Арамазд. В эллинистическую эпоху (III–I вв. до н. э.) они были соответственно армянскими Артемидой и Зевсом.

Главный сюжет древнеармянской мифологии – борьбы с иноземными захватчиками. Во многих, особенно письменных мифах, происходившие события включены в конкретную историческую и географическую среду. Армянские боги и герои – основатели государственности, а злые духи и демоны – чуждые этнические вожди.

С принятием, распространением и развитием христианства некоторые из мифологических верований трансформировались в христианские. Черты языческих богов и духов переносились на библейских персонажей. Например, армянский Карапет стал отождествляться с Иоанном Крестителем.

Персоны и объекты верований

Языческие верования армян, как и других индоевропейских народов, основаны на культах. Объектами поклонения были:

  • боги;
  • духи и фантастические существа;
  • герои и цари;
  • храмы и культовые места;
  • тотемы.

Боги

Древние армяне разделяли с другими индоевропейскими народами поклонение создателю Вселенной богу Ару. Он сочетал в себе могущество Солнца, природу, весну и возрождение. Боги собственно армянской мифологии назывались «диц» (мужского рода) или «дицуи» (женского). Армянские языческие боги довольно многочисленны, поэтому будут коротко описаны главные из них.

Анаит – первоначально богиня любви и плодородия, дочь Арамазда. В фольклорных источниках изображалась армянской женщиной с младенцем в руках. В дальнейшем её начали называть богиней-матерью, матерью целомудрия, покровительницей армян. Анаит были посвящены многочисленные храмы на территории исторической Армении. До настоящего времени Анаит – одно из самых распространённых женских имён.

Арамазд – армянский аналог зороастрийского Ахурамазда. В первые века нашей эры Армения испытывала сильное влияние могущественного соседа – Персии, исповедовавшей зороастризм. Арамазд, как и его прототип – Ахурамазд, творец мироздания и отец богов. В более ранний эллинистический период сопоставлялся с Зевсом.

Арев или Арегак – персонификация Солнца в образе юноши. Согласно мифам, его дворец находится на краю света. К концу дня усталый Арев возвращается во дворец, где его встречает мать. В армянском языке заход Солнца называется «майрамут», что переводится как «вход к матери». По другому мифу, ложе Арева расположено на дне озера Ван. Когда он умывается, горы и равнины покрываются водой. Перед рассветом ангелы облачают Арева в огненную одежду. Затем он на огромном льве мчится по небосводу.

Астхик («звёздочка») – богиня любви и красоты, покровительствующая девушкам и беременным женщинам. Возлюбленная бога Ваагна, после встреч с которым идёт дождь. Каменные изваяния в форме рыбы (вишапы) имеют отношении к её культу (есть легенда о принятии богиней Астхик образа рыбы). Популярный и сейчас народный праздник Вардавар (см. ниже), многие исследователи связывают с культом Астхик. Имя богини – распространённое женское имя и современной Армении.

Ваагн – бог войны, огня, молнии и охоты, «поразивший дракона» (вишапаках), один из предков армян. Согласно легенде, появился на свет из огнедышащего тростника (аналогично Гераклу). Статуя богатыря, поражающего дракона, украшает въезд в один из районов Еревана. Ваагн-персидский топоним, на армянском звучащий как Тешуп.

Гисанэ – армянский аналог Диониса, умирающий и воскресающий бог природы.

Лусин («луна») – персонификация Луны. Её фазы связывались с этапами жизни бога Лусин – юностью, зрелостью, старостью и смертью, за которой следует возрождение.

Михр или Мгер – бог Солнца, небесного света и справедливости. Считался сыном Арамазда и братом Анаит и Нанэ.

Нанэ – богиня войны, материнства и мудрости, дочь Арамазда. Подобно греческой Афине, изображалась в воинских доспехах. В разговорной речи имя приобрело нарицательное значение как мать или бабушка.

Спандарамет – бог подземелий и мёртвых, армянский аналог Аида.

Тир – бог мудрости, письменности, знаний, писец Арамазда. Он открывал людям будущее в сновидениях. В храмах Тира жили жрецы-оракулы.

Цовинар (от слова «цов»– море) – богиня воды, моря и дождя. Во время грозы скакала по небу на огненном коне.

Пантеон армянских богов можно увидеть на горе Немрут, что сейчас находится на территории Турции.

Духи и мифические существа

Аралезы – духи в виде крылатых собак. После сражений спускались с небес зализывать раны павших с целью их воскрешения.


(«везение», «счастье») – персонификация счастья.

Вишапы – демоны в виде драконов, живущие в небе, на вершинах гор или в озёрах. Большой вишап способен проглотить солнце, вызвав его затмение. Борьбу с вишапами ведёт бог Ваагн (см. выше).

Гишерамайрер («матери ночи») – злые ведьмы, преследующие солнце, персонификации ночной тьмы.

Грох («пишущий») – дух смерти, записывающий во время жизни добрые и злые деяния человека для предъявления на Страшном Суде. При рождении Грох записывает на лбу человека его судьбу «чакатагир» (буквальный перевод – «записанное на лбу»), определяемую Бахтом.

Джрахарс («водяная невеста») – русалка.

Дэв – покрытый шерстью злой великан, похищающий женщин.

Кадж («храбрый») – дух бури и ветра.

Пах («хранитель») – домовой, леший, добрый или злой дух.

Пери – добрые или, иногда, злые феи в виде прекрасных девушек. Имеют доступ в царство мёртвых. Добрые феи помогают людям, посылая им в помощь волшебных зверей или птиц. Такие феи способны побеждать злых демонов (падающие звёзды). Иногда вступают в брак с людьми и рожают детей.

Тзук – карлик, гном.

Торк Ангех – живущий в горах уродливый исполин, обладающий огромной физической силой.

Урваканы – призраки и духи умерших.

Хазаран Блбул – жар-птица.

Чарк («злыдень») – злой дух. Внешне похожи на людей, но с вывернутыми пятками вперёд ступнями.

Герои и цари

Айк – прародитель армянского народа, по имени которого названа страна («Айастан» – Армения). Победив вавилонского тирана Бэла, увёл народ в «страну Араратскую». Айк – одно из самых распространённых мужских имён.

Ара Гехецик (Ара Прекрасный) – армянский античный царь. Наслышанная о его красоте, ассирийская царица Семирамида («Шамирам» по-армянски) предложила ему брачный и государственный союз. Получив отказ, Семирамида пошла войной на Армению, наказав своим военачальникам взять Ара (имя не склоняется) живым. Но тот погиб в бою. Эта история подробно описана главным армянским историком Мовсесом Хоренаци в V в.

Арам – предок армян, давший стране иноязычное имя. Арам и Ара – распространённые мужские имена.

Артавазд – персонаж эпоса «Випасанк», сын армянского царя I в. Арташеса.

Карапет («предшественник») – хранитель армян и покровитель искусств. Ему молились народные певцы-сказители («гусаны»). С распространением христианства стал отождествляться с Иоанном Крестителем.

Санасар и Багдасар – персонажи армянского эпоса «Сасна црер» («Неистовые сасунцы»), сыновья богини Цовинар, основатели города Сасун Западной Армении.

Саркис – один из римских военачальников III в., христианин. При Юлиане-отступнике нашёл убежище в Армении, затем стал командующим персидскими войсками. Шаху Шапуру не понравилась христианская вера Саркиса, и он потребовал от него стать огнепоклонником. Саркис отказался и сокрушил статую истукана. За это он, его сын и 14 воинов-христиан были убиты. Его мощи изобретатель армянской письменности св. Месроп Маштоц перенёс и захоронил в Аштаракском районе Армении.

Почитаемый Армянской Апостольской церковью (ААЦ) св. Саркис – один из самых любимых в народе. С ним связано несколько легенд и преданий. Он считается покровителем воинов и молодых. Саркис – распространённое мужское имя. В Армении есть и праздник св. Саркиса.

Храмы и культовые места

Гарни – единственный на территории Армении языческий храм I в. до н. э. Он построен армянским царём Трдатом в традициях классической эллинистической архитектуры, и посвящён армянскому (не только) богу солнца Михру. Упоминается Тацитом и армянскими историками V в. Разрушенный землетрясением в XVII в., храм был восстановлен в 70-х годах XX в. Храм Гарни и ущелье, в котором он расположен – одна из главных достопримечательностей Армении.

Масис – армянское название библейской горы Арарат. Гора изображена на гербе Армении и является священной для армян. Uора в центре Армянского нагорья – посредник между людьми и богами. Никто из смертных не должен быть на её вершине. Мовсес Хоренаци связывал название горы с правнуком Айка по имени Амасия. С Ноева ковчега, приставшего по легенде к вершине Арарата, началась новая история человечества.


Фото: Diego Delso

Портакар («пупочный камень») – продолговатый ритуальный камень, связанный с культом богини плодородия и любви Анаит. Желающие забеременеть женщины ложились на него и прижимались животом.