Калькулятор единой методики осаго. Единая методика расчета ущерба по осаго: методика обмана

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
"О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"

1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее - Методика) в приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

Регистрационный N 34245

Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Это делается в ходе осмотра машины. Устанавливаются требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Приведены показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений. Даны типовые определения и характеристики повреждений.

Также в методике приведен порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений автомобиля.

Прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. В методике устанавливается размер статистической погрешности при расчетах - 10%. Причем он может не применяться, если расчеты производились исходя из замены деталей на бывшие в употреблении.

Согласно методике для ремонта транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, приоритетным считается использование восстановленных деталей (узлов, агрегатов), если они имеются на рынке, их применение допускается производителем автомобиля и это не ухудшает показатели безопасности машины.

Приведен алгоритм расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий.

Также прописан порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, которые можно демонтировать и реализовать.

Приведен порядок определения стоимости транспортного средства до повреждения, применяемый при установлении экономической целесообразности ремонта или факта гибели машины.

При подсчете расходов на восстановительный ремонт используются справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. В методике установлен порядок их формирования и утверждения.

Новая методика вводится в действие с того момента, как утратит силу прежняя.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"


Регистрационный N 34245


Настоящее положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"


Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». С помощью нашего эксперта Сергея Зубриського попытаемся разобраться, как она работает, на конкретном примере.

Сергей Зубриський

окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».

Рассмотрим, как производится расчет размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС) в случае ДТП по ОСАГО:

  • автомобиль - CHERY T11 TIGGO;
  • год выпуска - 2009;
  • пробег - 85251 км;
  • дата ДТП - 18 июля 2015 г.

При расчете будет применяться «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденная Банком России 19 сентября 2014 года №432-П (далее по тексту - Единая методика или Методика).

Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п.п. 3.1. и п.п. 3.2. целью Единой методики является расчет расходов на восстановительный ремонт, установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений ТС в результате ДТП определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

Согласно п.п. 3.3 Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий экономических регионов.

Согласно п.п. 3.4. Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС: «…относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа...» В соответствии с Единой методикой размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного ТС определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта ТС, а также расходов на оплату работ по восстановлению ТС.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

С вр = Р р + Р м + Р зч (1)

С вр - стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Р р - расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Р м - расходы на материалы;

Р зч - расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Главным и самым сложным вопросом был и остается расчет амортизации узлов и агрегатов ТС. Согласно Главе 4 Единой методики, износ всех комплектующих изделий ТС рассчитывается износом ТС в целом. Но на самом деле существует целый ряд узлов и агрегатов ТС, которые не подвергаются или практически не подвергаются амортизации и имеют срок службы на протяжении всего срока службы ТС, но которые могут быть повреждены во время ДТП. Также следует не забывать, что существуют различные условия эксплуатации автомобиля, стиль эксплуатации и уход за ТС самим владельцем. Иными словами, общий подход здесь неприменим. Предложений по решению этого вопроса на сегодня множество, к примеру - индивидуальная оценка состояния ТС, как внешнего, так и технического, при заключении договора ОСАГО.

Согласно требованиям п.п. 4.1. Единой методики, «при расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)», износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

И ки - износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);

е - основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);

∆ T - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;

Т ки - возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);

∆ L - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;

L ки - пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).

Значения коэффициентов ∆ T и ∆ L для различных видов транспортных средств приведены в приложении 5 данной Методики.

В нашем рассматриваемом случае, на примере автомобиля CHERY T11 TIGGO, значения вышеперечисленных коэффициентов будут следующие:

Т ки = 6 (лет);

L ки = 85,25 (тыс. км).

П.п. 4.3. данной Методики устанавливает следующее: «…срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации неизвестна, она принимается равной 1 января года выпуска». Подставляя данные коэффициенты в уравнение (2), получим:

Отсюда следует, что при расчете запасных частей мы будем учитывать износ узлов и агрегатов ТС, равный 44,52%.

При расчете стоимости запасных частей следует помнить следующие критерии поиска, описанные в полной мере в п.п. 7.2.1., а именно: «…сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации; …при наличии возможности выбора цен «оригинальной» детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена». А также: «…из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена - средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения…».

В нашем случае поиск запасных частей проходил 13 августа 2015 года Расчет по средней стоимости запасных частей и агрегатов и расчет по износу отображен в таблице1.

Таблица 1

Кат. номер

Наименование

Средняя цена, руб.

Сумма с износом, руб.

КРОНШТ. ПР БАМПЕР П

ФАРА П ПР

БОК. ПОВОРОТНИК П ПР

КРЫЛО П ПР

ПОДКРЫЛОК П ПР

КРЕПЛЕНИЕ ПР ФАРЫ

БАЧОК С ОЖ

ДВЕРЬ П ПР

КОЛЕСНЫЙ ДИСК П ПР

www.japan-mother.ru

Шина п пр

  • стоимость узлов и деталей 40779,73 руб.;
  • стоимость узлов и деталей с учетом износа 22624,59 руб.;

Расчет по стоимости нормо-часа производится согласно п.п.7.2.2 Единой методики. При расчете следует учитывать следующие моменты, описанные в Единой методике: «…собирается информация из всех доступных источников по ценам на выполнение работ основных марок транспортных средств… В выборке объемом более 10 значений при наличии трех и более повторяющихся цен выбирается наиболее часто встречающаяся цена. При отсутствии повторяющихся цен выбирается цена, соответствующая середине вариационного ряда…»

Согласно вышеизложенному, нам необходимо изучить рынок услуг автосервисов в московском регионе, специализирующихся на данной марке автомобиля или на автомобилях рассматриваемого класса, и определить среднюю стоимость нормо-часа работы. Стоимость нормо-часа в московском регионе отображена в таблице 2.

Таблица 2

Номер сервиса

Стоимость нормо-часа, руб.

Из таблицы 2 мы видим, что три и более раза повторяется стоимость нормо-часа автосервисных работ, равная 1000 руб.

При определении трудоемкости работ по ремонту ТС, согласно п.п. 3.8.1. Единой методики, используются нормативы, установленные предприятием - производителем транспортного средства, а в случае их отсутствия - организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств. А при отсутствии такой документации в отношении транспортных средств иностранных производителей используются укрупненные показатели трудозатрат на восстановительные работы ТС, приведенные в приложении 3 к настоящей Единой методике.

Расчет размера трудозатрат на восстановительные работы ТС приведен в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

Цена нормо-часа, руб.

Норматив,

нормо-час

Сумма, руб.

Фара - отрегулировать

Бампер п - с/у

Бампер п-зам

Противотуманная фара п л -с/у

Противотуманная фара п пр -с/у

Панель фары п пр-заменить

Крыло п пр - с/у

Боковой указатель поворота п пр с/у

Дверь п пр -замена

Бачок стеклоомывателя - су

Расширительный бачок-с/у

Хладоген- слить/залить

Шина/диск п пр с/у (колесо снято)

Шина/диск с/у допраб.

Колесо п пр-с/у

Колесо (колеса) перед с/у допраб

Колесо п пр балансировать (снято)

Колесо-балансировка допраб

Арка колесн п пр отремонтировать

Итого: стоимость работ по восстановлению 12 700 руб.

Расчет стоимости малярно-покрасочных работ отображен в таблице 4.

Таблица 4

Наименование

Цена нормо-часа

Норматив,

нормо-час

Сумма, руб.

Подготовка к окраске

Подготовка к окраске демонтированных деталей

Крыло п пр окраска

Крепление пр фары окраска

Подготовка пластиковых деталей к окраске

Дверь п пр окраска

Бампер п окраска

Итого: стоимость малярно-покрасочных работ 5700 руб.

Согласно п.п.3.7.1 и п.п.3.7.2 Единой методики, расчет размера расходов на материалы для окраски производится с применением систем (например, AZT, DAT-Eurolack, MAPOMAT), содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета. В случае отсутствия таких баз данных «определение стоимости материала осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах экономического региона, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия».

В нашем рассматриваемом случае расчет расхода материалов производился с помощью специализированных программ сотрудниками профессиональных покрасочных автомастерских. Он составляет 10343 руб.

Подставляя все полученные расчетные данные в формулу (1), получаем стоимость восстановительных работ нашего автомобиля CHERY T11 TIGGO

Размер расходов на восстановление и ремонт ТС без учета износа:

Размер расходов на восстановление и ремонт ТС с учетом износа:

Согласно Статье 12 Закона об ОСАГО п.п.17, «потерпевший вправе выбрать станцию технического обслуживания из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры». В данной статье ничего не говорится о том, что пострадавший имеет право выбирать станцию технического обслуживания самостоятельно, «на свой вкус».

Но, тем не менее, из расчетов видно, что разница между суммой, полученной при расчете согласно Единой методики, и суммой восстановительного ремонта будет составлять:

Это составляет 26,11% от суммы, которая пойдет на полный восстановительный ремонт. Разницу между стоимостью ремонта поврежденного ТС и размером страховой выплаты потерпевший выплачивает самостоятельно. Если же потерпевший не согласен с данной суммой выплаты и не желает выплачивать станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью ремонта, то он может действовать согласно статье 1072 ГК РФ: «Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба». Следовательно, если потерпевший подаст в суд, а вина виновника ДТП доказана, то, вероятнее всего, он выиграет судебное дело, но перед этим потерпевший должен оплатить госпошлину согласно тарифной сетке. Расчет госпошлины производится от суммы иска по следующим формулам:

  • при сумме иска до 20000 руб. размер госпошлины составляет 4 %, но не меньше 400 руб.;
  • при сумме иска от 20001 руб. до 100000 руб. размер госпошлины в суд определяется суммой 800 руб. и 3% от суммы, превышающей 20000;
  • при сумме иска от 100001 руб. до 200000 руб. размер госпошлины в суд составит 3200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100000 руб.;
  • при сумме иска от 200001 руб. до 1000000 руб. размер госпошлины составит 5200 руб. и 1% от суммы, превышающей 200000 руб.;
  • наконец, при сумме иска больше 1000000 руб. размер госпошлины определяется сложением 13200 руб. и 0,5% от суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

В нашем случае сумма иска составляет 18155,14 руб., следовательно, размер госпошлины будет составлять 726,21 руб.

Гражданин, против которого был направлен иск в суд, так как его вина в ДТП полностью доказана, будет обязан выплатить потерпевшему не только сумму, указанную в иске, но и размер госпошлины, и прочие расходы, связанные с судебным разбирательством. Итак, в нашем случае, виновник ДТП, застраховавший свой автомобиль по ОСАГО, будет вынужден выплатить пострадавшему сумму, равную.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО принята Центральным Банком Российской Федерации. Введена для обязательного применения работниками экспертно-технических отделов страховых компаний при расследовании последствий ДТП. Она использует четко установленные нормативные документы и расчеты, необходимые для предотвращения разногласий, споров, возникающих в ходе процедуры оценки ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего.

ЕМРУ – это собрание формул расчета нанесенного ущерба с их последовательной расшифровкой и указанием областей применения. Единая методика, как нормативный документ, предназначен для использования работниками экспертных организаций. Был принят к исполнению в 2014 году.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

За основу составления Единой методики расчета взяты следующие документы:

  • ФЗ №432-П. Используется для расчета денежной выплаты пострадавшей стороне
  • ФЗ №433-П. Устанавливает правила работы работников экспертных служб для их корректной работы по выявлению фактов, позволяющих определить картину ущерба с установлением конкретных деталей ДТП
  • БЦЗ — электронная база данных стоимости запасных частей автомобиля. Используемая информация соответствует времени на момент произошедшей аварии.

Структура

Единая методика расчета ущерба расписывает порядок выполнения диагностических мероприятий с последующим составлением выводов в виде актов. Каждая операция имеет четкий алгоритм выполнения действий, все используемые критерии и коэффициенты представлены в виде справочных приложений. Структурная линейка ЕМРУ состоит из:

  • 7 основных глав
  • 10 справочных приложений
  • электронной базы расценок для запасных частей
  • правил выполнения работ по технической экспертизе

Когда можно использовать

ЕМРУ используется в следующих случаях:

  • при наступления страхового случая по страховому полису автогражданки и необходимости выезда на место ДТП экспертных работников страховой компании
  • при привлечении независимых экспертных служб для оценки нанесенных повреждений
  • когда работу выполняют частные лицензированные специалисты, которые имеют действующую аттестацию
  • в случае судебного разбирательства, когда экспертизу выполняют государственные эксперты, имеющие соответствующие разрешения

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

Результатом экспертной оценки является составление акта с соответствующими комментариями уполномоченного лица относительно:

  • присутствия при осмотре участников ДТП
  • информации о состоянии транспортного средства
  • сведений о владельце автомобиля
  • времени и места, условиях проведения экспертного осмотра
  • наличия скрытого ущерба на транспортном средстве
  • повреждения авто, не имеющих отношения к аварии

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Действия по проведению экспертизы представителем РСА выполняются в следующем порядке:

  • специалист приглашается через Почту России заказным письмом с уведомлением либо телеграммой. Срок подачи приглашения 3 – 5 дней до назначенной экспертизы
  • осмотр производится на СТО при помощи специального подъемного устройства. Транспортное средство должно быть чистым. Такие действия позволяют обнаружить все повреждения: явные и скрытые
  • эксперт РСА фиксирует важные моменты при помощи фото и видеоаппаратуры, составляет акт осмотра. При несогласии с выводами специалиста, участники экспертизы фиксируют свои возражения в документе

Итоги с расчетом денежной компенсации можно получить по исходу 10 дней. Далее, при участии адвоката подается исковое заявление в суд. Полученное решение, адвокат направляет в РСА. Выплата компенсации происходит через 14 календарных дней.

Размер выплат - основная формула

Стоимость запасных частей, материалов, определяется на момент дорожно-транспортного происшествия. При этом учитывается размер износа, поврежденных в аварии, узлов и комплектующих транспортного средства. В сумму размера выплат по восстановлению пострадавшего автомобиля входят расходы на оплату работы по выполнению ремонта. Возмещение средств по восстановлению с улучшениями, тюннинг транспортного средства не производится. Оплачиваются следующие ремонтные операции:

  • восстановительные работы, в том числе покрасочные
  • диагностические, регулировочные действия
  • выполнение контроля
  • дополнительные вспомогательные действия

Необходимым слагающим расчета размера выплат выступает сумма стоимости запасных частей, узлов и материалов, использующихся для замены пострадавших после аварии.

Для расчета используется, основная определяющая сумму выплаты, формула:

С вр = Р р +Р м + Р зч,

  • С вр – общая цена ремонта
  • Р р — стоимость проведенных работ по восстановлению ТС
  • Р м – затраты на материалы
  • Р зч – расходы на приобретение запасных частей, установленных взамен поврежденных

Полученная сумма, после расчета по основной формуле, округляется до сотен рублей. Допускается предел погрешности расчета общей стоимости ремонта не более 10 %. Такой разбег в цене не допускается при приобретении для замены поврежденных узлов, б/у запасных частей.

От каких данных зависит сумма ущерба

Для точного расчета суммы компенсации по полису ОСАГО на восстановление разбитого автомобиля при ДТП, используются следующие критерии:

  • число, месяц, год случившейся аварии
  • город, область, региональное расположение
  • марка транспортного средства
  • год производства, регистрации
  • как оснащен автомобиль производителем
  • общее состояние ТС, наличие повреждений, полученных до столкновения
  • состояние запасных частей, узлов, которые необходимо заменить новыми

Вся информация, влияющая на расчет затрат по восстановлению, берется из акта экспертизы, составленного компетентным лицом. Данные могут добавляться, это зависит от количества проводимых осмотров, обнаружения новых дефектов и скрытых повреждений.

Для расчета суммы расходов на ремонт поврежденного автомобиля представитель страховой компании использует следующие слагаемые:

  • стоимость производимых работ
  • общую цену закупки материалов
  • расходы на приобретение узлов и запасных частей для замены поврежденных

Для расчета затраченных средств на приобретение деталей применяется:

  • коэффициент, уменьшающий выплату денежной компенсации. Он зависит от износа поврежденного узла, выраженного в процентном соотношении
  • год выпуска автомобиля, продолжительность использования
  • показания одометра машины

При невозможности восстановить разбитое ТС с применением ремонтных работ, страховая компания обязана выплатить компенсацию на приобретение нового автомобиля. Размер компенсационной выплаты рассчитывается вычитанием стоимости уцелевших узлов разбитой машины из цены нового авто. В качестве уцелевших запасных частей выступают материальные ценности, которые можно реализовать на вторичном рынке. Для вычисления их стоимости используют коэффициенты установленные Положением Центрального Банка Российской Федерации.

Для исключения незаконности действий страховщика, в ходе расчета выплаты возмещения по полису ОСАГО необходимо иметь на руках заверенную копию акта экспертизы, для получения консультации по данному вопросу. При подозрении на обман, со стороны страховщика, необходимо произвести независимую экспертную оценку.

Как не дать себя обмануть

Чтобы исключить недобросовестные действия СК в отношении расчета выплаты компенсации по полису ОСАГО, следует четко знать свои права, как потерпевшего. Также можно использовать доступные для гражданина России инструменты влияния на мошенников:

  • подачу заявления в письменном виде в контролирующие органы: РСА, Центральный Банк
  • обращение в суд, прокуратуру
  • составление заявления о мошенничестве для передачи в полицию

Существует ряд причин, которые используют страховщики, как предлог для отказа в компенсации либо в занижении страховой выплаты по своим обязательствам:

  • виновник аварии не вписан в число лиц имеющих право на управление автомобилем. В этом случае, выплата производится страховщиком пострадавшему владельцу автомобиля. После этого, необходимость выплаты возмещения определяет суд
  • зачинщик ДТП оказался в нетрезвом виде. В этом случае страховщик тоже не имеет право на отказ о возмещении затрат на восстановление транспортного средства, но также имеет право в судебном порядки истребовать возмещение расходов с пьяного водителя
  • представитель страховой компании отказывается от ответственности из-за не соблюдения сроков подачи по уважительной причине (нахождение на лечении в больнице). В таком случае, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или правоохранительные органы для восстановления справедливости и пресечения неправомерных действий

При попытке страховщика уменьшить размер выплаты по договору гражданской ответственности, следует самостоятельно проверить заложенную стоимость:

  • проводимых работ
  • заменяемых узлов, деталей
  • дополнительных услуг

При несогласии с расчетом сотрудников СК, следует обратиться с письменной жалобой или досудебной претензией к руководству компании, а после этого в контролирующие органы. При возникающих сомнениях в честности выполненного осмотра экспертным отделом страховой компании, обязательно стоит привлечь независимого эксперта для установления отсутствия скрытых повреждений автомобиля. Копии результатов экспертизы следует сохранять, а один вариант предоставить страховщику для дальнейших уточнений суммы выплаты.

Если человек попал в аварию, то он может получить справедливую страховую компенсацию по ОСАГО. Сегодня для расчета ущерба используется специальная государственная методика, которая называется ЕМРУ. Но какова структура этой методики? Какими законами регулируется ЕМРУ? И какая формула используется при определении суммы ущерба? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы. Также мы рассмотрим пример расчета страхового ущерба по ЕМРУ.

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П . Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации .
  • Федеральный закон № 433-П . Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ . Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза .

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.


ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее . С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.


После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес . Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике , а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП . Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП . Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.


Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА . Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Установление размера выплат — основная формула


Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД .
  • РК — это общий размер компенсации .
  • СР — это стоимость ремонта .
  • СМ — это стоимость материалов .
  • СД — это стоимость деталей , которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии .
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов , указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП . Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ . Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.


Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2016 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа . Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле : размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) + стоимость ремонта (СР) + стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей ). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта ). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 + 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов ). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 + 0,4 * 500 = 1.200 + 200 = 1.400 рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты : РК = СМ + СР + СД = 1.400 + 3.100 + 4.680 = 9.180 рублей.

Видео по теме

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП . Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике .

Введения обязательного страхования автотранспортной ответственности (ОСАГО) вызвало много различных споров и недопонимание. Многие владельцы транспортных средств были против подобного вида страхования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но со времен все “смирились”, хотя на практике возникали различные спорные моменты, о чем свидетельствовало большое количество судебных разбирательств, связанных с ОСАГО.

Многие споры были связаны с расчетом размера ущерба, который был причинен транспортному средству. На практике применялись различные методики расчета, которые не были обязательными и носили лишь рекомендательный характер.

Что это такое

Как уже говорилось выше, на практике многие споры возникали из-за отсутствия единой методики расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству.

Были разработаны несколько методик, которые применялись как страховыми компаниями, так и экспертами. Но данные методики носили лишь рекомендательный характер.

Например, страховая компания применяла одну методику расчета, владелец транспортного средства не был согласен с полученной суммой ущерба и обращался к независимому эксперту, который использовал совершенно другую методику.

В результате экспертизы независимый эксперт выдавал совершенно другую сумму ущерба, и тем самым судебный спор был готов.

Именно поэтому возникла необходимость разработки единой методики, которая была бы обязательной и которую бы использовали все (как страховые компании, так и суды и независимые эксперты).

Соответственно, подобная методика была разработана Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Конечно, разработкой данного документа занимался РСА, но его официальным автором является Центральный Банк РФ.

С какого периода вступила в силу

Единая методика расчета ущерба по была принята соответствующим от 19.09.14 г. и вступила в законную силу 17.10.2014 г.

Именно с этого момента применение данной методики стало обязательным как для страховых компаний, так и для независимых экспертов.

Конечно, данный документ был принят сравнительно недавно, но по сути, он отражает методику, которая использовалась уже давно. Документ дал лишь данной методике обязательный характер.

При этом данная методика является обязательной для применения только для урегулирования правоотношений, возникших между страховой компанией и физическими лицами. В других случаях данная методика не является обязательной.

Например, если возник спор между владельцем транспортного средства и сервисным центром, который осуществлял ремонт машины, то данная методика не является обязательной и несет лишь рекомендательный характер.

Конечно, условия данной методики можно указать в ходе судебного разбирательства, но она не является обязательной, и суд может ее не учесть.

Что в себя включает

Единая методика- довольно обширный и большой документ, но желательно, чтобы с ней ознакомились все владельцы транспортных средств.

Методика содержит следующую информацию:

  • процесс установления повреждений и порядок определения их характера;
  • порядок изучения обстоятельств страхового случая;
  • порядок осуществления расчета суммы ущерба;
  • способы расчета остаточной стоимости транспортного средства до его повреждения и после повреждения;
  • порядок составления и утверждения справочников, которыми предусматривается стоимость запасных частей транспортных средств.

Единая методика также имеет различные приложения, которые являются ее неотъемлемой частью.

В приложениях можно найти следующую информацию:

  • порядок фотографирования места происшествия;
  • различные типовые определения и характеристики;
  • коэффициенты,другие показатели и многое другое.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО –довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

После принятия данного документа значительно снизилось число судебных разбирательств, что свидетельствует об эффективности действия этой методики.

Как применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Как говорилось уже выше, единая методика является обязательной для урегулирования правоотношений между страховой компанией и клиентом.

Это – довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Учет износа автомобиля

Износ транспортного средства – один из показателей, который учитывается как во время страхования и оплаты страховой выплаты, так и во время ДТП для определения размера ущерба.

При этом расчет износа осуществляется на дату ДТП, а не на дату произведения оценки причиненного ущерба. Также необходимо знать о том, что расчет осуществляется только для тех запчастей, которые подлежат замене.

Если та или иная деталь транспортного средства подлежит ремонту, то расчет износа не осуществляется.

Кроме того расчет износа осуществляется только для запчастей, а для материалов, используемых во время ремонта, данный расчет не выполняется.

Но законодательство предусматривает некоторые исключения, при которых расчет износа не осуществляется.

К числу подобных исключений можно отнести подушки безопасности, а также другие комплектующие, при неисправности которых транспортное средство не может быть эксплуатировано.

Если раньше процент износа составлял максимум 80%, то сегодня данный показатель составляет 50%. Размер износа зависит от срока использования поврежденной детали, а также от пробега транспортного средства.

Для автомобильных шин учитываются такие характеристики, как высота рисунка протектора, срок использования шин и т.д.

Расчет износа осуществляется по следующей формуле:

И_ки=100×(〖1-е〗^((∆_t×T_ки+∆_L+L_ки))),

Коэффициенты

В тексте методики приведено довольно большое количество коэффициентов, которые необходимы для произведения расчета размера ущерба, причиненного транспортному средству.

Подобные коэффициенты дают возможность максимально точно определить размер ущерба, причиненного транспортному средству. В основном коэффициенты указаны в 6-ом и 9-ом приложениях данной методики.

В качестве коэффициентов, которые имеют наиболее важное значение можно упомянуть следующие:

  • ΔL и ΔT – эти коэффициенты дают возможность рассчитать величину влияния на износ транспортного средства и срок его использования;
  • в 6-ом приложении указываются коэффициенты, которые дают возможность определить размер дополнительного износа на различные детали и комплектующие транспортного средства;
  • в 9-ом приложении указывается коэффициент Кв¸ который дает возможность определить срок использования транспортного средства на дату его повреждения.

Это – далеко не все коэффициенты, которые предусматриваются в Методике: их на самом деле очень много.

Расчет износа

Единая методика ОСАГО также предусматривает порядок осуществления расчета износа и ущерба.

Чтобы определить размер вреда, причиненного транспортному средству, используются следующие показатели:

  • расходы, которые нужны для осуществления ремонта поврежденных частей транспортного средства;
  • материалы, которые нужны для полного ремонта поврежденного транспортного средства;
  • расходы, необходимые для приобретения поврежденных запасных частей;
  • дополнительные расходы, необходимые для ремонта транспортного средства.

Сумма, которая необходимо для полного восстановления поврежденного транспортного средства, складывается из суммы вышеуказанных показателей.

При этом в соответствии с правилами методики полученную сумму необходимо округлить до сотен рублей.

Другие

Существуют и другие показатели и коэффициенты, которые влияют на размер денежной суммы, подлежащей выплаты владельцу транспортного средства. К числу подобных показателей можно отнести КоАП.

Данный показатель дает возможность принять во внимание все механические повреждения транспортного средства. Данный показатель приведен в 10-ом приложении Методики.

Кроме того РСА разработал единую базу цен, которая содержит информацию о стоимости довольно большого количества различных запасных частей.

В единой базе указана средняя стоимость тех или иных запасных частей для отдельных регионов страны.

Но необходимо знать о том, что единая база цен не содержит информацию о всех запчастей для всех транспортных средств.

В частности, здесь можно найти стоимость запасных частей и комплектаций тех транспортных средств, которые были выпущены после 2002 года.

Если транспортное средство было выпущено ранее, то в единой базе цен невозможно найти стоимость запчастей данного транспортного средства. Для этого необходимо прибегнуть к средней рыночной стоимости.

Кроме того в единой базе цен невозможно найти информацию о стоимости запасных частей мотоциклов и автомобилей премиум класса.

Изменения

Единая методика ОСАГО была разработана для определения размера стоимости ущерба, который был причинен транспортному средству.

Конечно, стоимость запчастей и ремонта транспортного средства изменяются довольно часто, именно поэтому возникает необходимость внесения изменений и в единую методику по ОСАГО.

РСА разработал ряд поправок, которые должны быть внесены в единую методику. Намечалось, что данные изменения будут внесены в 2019 году, но до сегодняшнего дня пока что нет каких-либо изменений, и единая методика действует без каких-либо изменений. Наверное, поправки будут внесены в следующем году.

Обжалование

Конечно, единая методика ОСАГО была принята для создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству, но многие владельцы транспортных средств все же остались недовольными.

Именно в подобной ситуации возникает вопрос, о том как происходит оспаривание единой методики ОСАГО.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это – нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Соответственно, как законодательный акт он подлежит обязательному исполнению.

Но все же обжалование методики возможно. Седлать это можно только для определения соответствия ее конкретных норм Конституции РФ.

Только если конкретные нормы методики будут признаны несоответствующими Конституции РФ и нарушающими права и законные интересы граждан, они могут не применяется.

При этом в этом случае не применяются лишь те нормы, которые были признаны несоответствующими действующей Конституции.

Остальная же часть единой методики сохранит свою правовую силу и будет использоваться также в дальнейшем.