Старая икона возложение в гроб оплакивание христа. Караваджо "положение во гроб"

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

Положение во гроб

Икона "Положение во гроб" описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский упросил у римского наместника Понтия Пилата тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале, где еще никто не был положен, и привалили камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали.

Иконография "Положения во гроб" включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

На фоне очень структурного пейзажа из гор со сланцевыми лещадками изображены в два ряда семь фигур, стоящих и склоняющихся около гроба над телом умершего Христа. Гроб, поставленный фронтально и построенный в "обратной перспективе", представляет собою как бы цоколь этой, очень архитектоничной по форме, композиции. Компактная масса из семи фигур составляет центр композиции, выделенный яркими, словно пламенеющими красками, где киноварь, празелень, охра и сиена составляют простую, но мужественную гамму локальных цветов. Верхняя часть иконы выдержана в светло-охристом тоне и, как по изобразительным формам, так и по цвету, представляется наиболее легкой и воздушной. Так чисто архитектоническими приемами художник расчленил поверхность иконы на три последовательных яруса. В нижней части (гроб) изобразительная форма статична, во второй (фигуры) преисполнена сдержанного движения, в третьей (уступы гор) образует два бурно-скользящих вниз потока сланцевых лещадок.

Развитие действия в пределах этой структурной формы идет слева направо, охватывая сначала четыре стоящих фигуры, а затем, делая поворот, продолжается справа налево, включая три согбенные фигуры. Действие начинается с крайней левой фигуры - это одна из праведных жен, присутствующих при погребении Христа. Она вошла и, увидев лежавшего в погребальных пеленах Иисуса, жестом рук выражает недоумение, словно спрашивает: "Как это могло случиться?" Небольшая фигурка этой женщины указывает, что момент, здесь запечатленный, является лишь вступлением (увертюрой) к далее развивающемуся действию.

Следующая фигура праведницы показана с воздетыми вверх руками. Ярко-красный тон её гиматия составляет центральное цветовое пятно композиции. По размерам это самая крупная фигура, а по жесту - самая экспрессивная. Горе достигло здесь кульминационного выражения. Вся природа вторит жесту воздетых рук: как многократное эхо всплеск ладоней повторен в ритме сланцевых лещадок, которым наполнен весь ландшафт.

В следующий момент возбуждение сменяется депрессией. Чувства уходят в глубину души. Эксцентрический (развернутый) жест сменяется концентрическим (свернутым). Во всем облике третьей женской фигуры выражено бессилие, надлом, тихое душевное страдание.

Очень интересно отметить, что две центральные фигуры изображены стоящими вплотную друг к другу. Здесь одно и то же переживание выражено в двух разных, но психологически смежных и логически-последовательных формах: возбуждения и депрессии. Эти две центральные слитые фигуры отделены интервалом от крайних (слева направо). Получается ритмическая структура из трех аккордов, имеющих три различных "наполнения". Крайние фигуры (левая и правая), благодаря повороту их к центру, являются, одновременно, и замыкающими композицию симметричными звеньями.

Никодим (правая фигура), выставив ладони рук вперед и склонив немного плечи и голову, готовится припасть на колени перед гробом. Его жест, замыкая композицию из четырех стоящих фигур, в то же время начинает собою новую, намечающую линию движения, выраженную в трех согбенных около гроба лицах: Иосифа Аримафейского, Иоанна и Марии. Намерение отдать последний поклон и лобзание, намеченное жестом Никодима, продолжено и осуществлено в трех последовательных этапах: Иосиф наклонился к гробу и сделал шаг вперед; Иоанн припал на колени и закрыл голову ладонью, застыл на мгновенье в созерцательно-задумчивой позе; Мария, продолжая намеченное движение, целует умершего Сына. Поток движения здесь идет без интервалов, образуя непрерывную линию склона. Завершающей кодой этого движения служит голова Христа. Она образует как бы преграду, благодаря чему композиция и в этой второй линии приобретает замкнутость и слева и справа.

Так в пределах семи фигур художник развернул сюжет, начиная от первого впечатления при взгляде на умершего, кончая последним лобзанием. В жестах олицетворена текучая стихия времени, вплетенная в архитектонический остов композиционной структуры. Эти два момента составляют единое целое. Без первого композиция была бы мертва, без второго - движение было бы лишено конструктивной опоры. Первое есть ритмическое начало, второе - структурное...".

Тарабукин Н. М. "Смысл иконы"

Икона «Положение во гроб» известна многим верующим христианам. Любители искусства знакомы с одноименными картинами, написанными разными художниками. Некоторым авторам довелось создать одновременно и шедевр мировой живописи, и икону, перед которой преклоняют колени верующие.

Описание иконы

Существует несколько вариантов «Положения». Один из них находится в Третьяковской галерее. Икона была написана в XV веке. Центральную часть изображения занимает тело Христа, завернутое в саван. Над Спасителем склонились его близкие. Голову Христа поддерживает Богоматерь. Рядом с ней находится Иоанн — любимый ученик Иисуса. Наибольшую скорбь выражает фигура Марии Магдалины на втором плане. Раскаявшаяся грешница в отчаянии подняла руки к небу. На третьем плане, за скорбящими людьми можно заметить горы, символизирующие земной мир.

Некоторые верующие приходят поклониться «Положению во гроб»: икона находится не в церкви, а в галерее, но христиан это не останавливает. К иконе обращаются скорбящие сердца. Людям часто требуется исцеление не только тела, но и души. Особенно часто к святым ликам обращаются матери, потерявшие детей, или те, чьи дети находятся в большой опасности. Дева Мария считается покровительницей всех матерей мира. Она сама испытала горькую утрату, потеряв единственного сына. Богородица способна понять женщину как никто другой.

Назначение иконы состоит в том, чтобы показать, как должен быть похоронен верующий человек.

Нередко родственники покойных задают вопрос священнослужителям о том, что кладут в гроб умершему. Тело стараются красиво одеть. В карманы платьев и пиджаков вкладывают семейные фотографии, любимые вещи усопшего, деньги. Суеверные люди полагают, что все эти предметы могут пригодиться покойному в могиле.

На иконе тело Христа не наряжено в дорогую одежду, а его похороны не отличаются никакой роскошью. Верующие христиане должны поступать аналогичным образом. Тело допустимо одеть в любую чистую одежду благопристойного вида. Класть в карманы ценные предметы нельзя. Это пережиток язычества.

Неоконченный шедевр

Картины, в том числе и иконы, на которых изображено оплакивание Спасителя, называются пьеты (от итальянского слова pieta - «жалость»). Живописцы Средневековья часто изображали на своих полотнах библейские сюжеты. Сцена положения Христа в гробницу была одной из самых популярных.

В начале XVI века Микеланджело Буонарроти предпринял попытку создания картины или иконы, на которой Спасителя несут к месту погребения. Однако по неизвестным причинам полотно так и не было закончено. Есть также версия, что художник все-таки дописал картину, но полностью она не смогла сохраниться.

Вероятнее всего, Микеланджело рисовал не икону. Исследователи отмечают существенные различия между шедевром великого художника и традициями иконографии. Несоответствие заключается в том, что на полотне присутствует Иоанн, несущий Учителя. В Библии не указано, что любимый ученик Иисуса участвовал в перенесении его тела. Его всегда изображают стоящего рядом с Учителем и Богородицей.

На картине Буонарроти евангелист поддерживает Спасителя при перенесении. На полотне присутствуют 3 женских образа. Все они изображены приблизительно одинаково - это молодые женщины с непокрытыми головами. Отличить Богородицу от Марии Магдалины (женщины относились к разным возрастным категориям) в интерпретации Микеланджело очень трудно.

Шедевр ван дер Вейдена

Нидерландский художник Рогир ван дер Вейден жил и творил в XV веке. Главная особенность его таланта состояла в умении передавать настроение изображенных им людей. Нидерландец представил свою версию картины. Считается, что на создание полотна его вдохновила поездка в Италию.

Образы, созданные ван дер Вейденом, легко идентифицировать. Тело Спасителя занимает центральную часть картины. Даже не зная библейской легенды, зритель может догадаться о том, что Христос подвергался истязаниям: тело измождено. Дева Мария, как и полагается по канонам, находится справа от Своего Сына. Она не несет тело, но поддерживает руку Христа. Слева располагается Иоанн.

Узнать его можно по ярко-красной одежде, в которой принято изображать любимого ученика Иисуса.

У ног Спасителя располагается молодая красивая женщина. В ней легко узнать Марию Магдалину. Непокрытая голова свидетельствует о том, что Мария когда-то вела неправедный образ жизни.

В своей картине Рогир ван дер Вейден сумел соединить традиционность изображения библейских образов и уникальность своего собственного стиля. При этом благодаря особенностям стиля и оттенков опытный зритель может легко узнать представителя фламандской школы.

Рафаэль и Караваджо

Великие итальянские живописцы представили свои версии «Положения». Каждый из них стремился сохранить верность традиции, внеся свое видение известного события:

  1. Рафаэль создал свой шедевр в 1507 году. Картина должна была стать основной частью алтаря Бальони. Заказчиком была Аталанта Бальони. Ее сын погиб в бою в 1507 году. Тело было захоронено в Перудже в церкви святого Франциска. Безутешная мать хотела, чтобы в память о Грифонетто была написана картина. Погребение Христа напоминает о страданиях Девы Марии. Таким образом была проведена параллель между горем Богородицы и Аталанты. Алтарь с картиной оставался в церкви святого Франциска более 100 лет. Но однажды шедевр Рафаэля увидел папа римский Павел V. Он решил подарить картину своему племяннику кардиналу Боргезе, который коллекционировал живопись. Картина была тайно вынесена ночью и отправлена кардиналу. В 1797 году алтарь конфисковали французы и перевезли его в Париж. Почти через 20 лет картину вернули в Италию.
  2. Караваджо написал свое полотно в 1603 году. Заказчиком была церковь Кьеза Нуово. Художник часто вступал в споры с религиозными деятелями. Многие его картины, заказанные священнослужителями, были отвергнуты по разным причинам. Например, если церкви становилось известно, что для образа Богоматери живописцу позировала куртизанка, работа не оплачивалась. «Положение» тоже было отвергнуто. Несмотря на это, картину неоднократно копировали многие известные художники. Исследователи предполагают, что в образе Никодима изображен Микеланджело.


Средневековые художники не просто стремились к изображению библейских сюжетов. Моделями для тех или иных образов часто становились современники великих мастеров. Живописцы Средних веков навсегда обессмертили никому не известных людей в своих полотнах.

- «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) «Погребение Христа», картина Дирка Боутса Погребение Христа, Положение во гроб описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его … Википедия

Положение во гроб (Рафаэль) - … Википедия

ПОЛОЖЕНИЕ - положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия)Г … Православная энциклопедия

Гроб Господень - Святой Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа … Википедия

Положение ризы Пресвятой Богородицы - Положение Ризы Богоматери (икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ) Риза Богородицы почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование «Положение честной… … Википедия

положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

положение - я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

Святой Гроб - Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа Гроб Господень, Святой Гроб (греч. Αγιος Τάφος) главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия… … Википедия

Безопасный гроб - «Улучшенный гроб» конструкции Франца Вестера. Патент США № 81437 от 25 августа 1868 года. Безопасный гроб тип гроба, оборудованный механизмом спасения на случай ошибочного захоронения человека заживо: например, небольшим колоколом,… … Википедия

Книги

  • Фауст (спектакль) , Иоганн Вольфганг фон Гёте. «Фауст» – одно из величайших произведений мировой литературы, над которым Иоганн Вольфганг Гёте работал почти всю жизнь. Фауст, стремясь познать смысл жизни, заключает союз с дьяволом,… Купить за 249 руб аудиокнига
  • Песнь торжествующего плебея , М. Веллер. Сборник избранного "Песнь торжествующего плебея" - жесткий разговор профессионала об убийстве нашей культуры, о самосожжении писателя в борьбе за совершенство, о карьерах и падениях. В книгу…

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб.

Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век.

В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм.

Это прекрасное время для причастия, исповеди.

Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель.

Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно.

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется.

Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и