Узбекско — киргизский конфликт. Ошская резня (1990)

В ночь с 10 на 11 июня в киргизском городе Ош, где проживает значительное количество этнических узбеков, произошла массовая драка молодежи, которая переросла в беспорядки в разных частях города.

Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эти страны помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем.

Несовпадение этнических и государственных границ , берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является мощным конфликтогенным фактором.

В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тысяч человек. В Узбекистане же находится киргизский анклав село Барак с населением около 600 человек. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками произошел в конце 1980‑х гг., получивший название Ошский.

В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины. Миграция киргизов в города из сельской местности происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР проживала уже значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

В течение 1989 г . в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество "Ош-аймагы", участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного.

4 июня на спорном поле собрались узбеки и киргизы, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение . После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией.

По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте погибли около 300 человек. По неофициальным данным - в несколько раз больше.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тысяч кв. км проживают более 20 тысяч человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами.

С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г.

В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тысяч га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам.

Весной 2009 г . межэтнические столкновения в Киргизии произошли на севере республики, который традиционно считается более спокойным, чем юг с его многочисленным узбекским населением. Местом беспорядков стало селение Петровка Московского района Чуйской области, где, наряду с Бишкеком, проживает большая часть славянского населения республики. На территории Чуйской области сконцентрировано около 1/3, а в Бишкеке - еще 1/3 проживающих в Киргизии русских.

Среди жителей Петровки выделяются три основные этнические группы - киргизы, русские и курды. На территории Центральной Азии курды появились в советский период. В 1937-1938 гг. они были депортированы сюда из Азербайджана, а в 1944 г. - из Грузии. Различия в менталитете, культуре и образе жизни не раз провоцировали напряженность между местным и кавказским по происхождению населением.

В начале апреля 2009 г. проживавшего в Петровке 22-летнего курда обвинили в попытке изнасилования 4-летней русской девочки. Местным властям удалось временно погасить конфликт обещаниями справедливого суда. Однако судебного разбирательства жители Петровки так и не дождались. Конфликт перешел в активную фазу, когда повесилась бабушка девочки, не выдержав того, что прокуратура отвергла факт совершения преступления.

26 апреля киргизы, русские и карачаевцы начали громить дома и машины курдовБеспорядки были остановлены после того, как в Петровку были введены силы милиции, внутренних войск и СОБРа МВД.

27 апреля в селе состоялось сразу два схода аксакалов, в одном из которых участвовали только старейшины-киргизы, а в другом - курды. Первый сход выдвинул акиму (главе) района Кубанычбеку Сыйданову ультиматум с требованием выселить все проживающие в селении 110 семей курдов, которые в свою очередь обратились к властям с просьбой быть объективными и не допустить, чтобы из-за одного человека пострадали все курды.

27 апреля начался массовый исход курдов из Петровки, большинство которых к вечеру покинуло село.

В ходе ликвидации беспорядков были задержаны 84 человека, которые были доставлены в приемник-распределитель Бишкека, в том числе 11 несовершеннолетних, позже переданных родителям. Несколько человек в ходе столкновений получили ножевые, а два - огнестрельные ранения.

В начале апреля 2010 г . на волне массовых акций протеста к власти в Киргизии пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой.

19 мая в областном центре Киргизии городе Джалал-Абаде произошли столкновения на межэтнической почве между киргизами и узбеками , спровоцированные сторонниками прежней власти республики. По данным Минздрава Киргизии, в результате столкновений два человека погибли, за медицинской помощью обратился 71 человек.

Поздним вечером в Оше, где наряду с киргизами проживает много узбеков, произошла большая драка между молодежными группировками, которая переросла в массовые беспорядки. Крупная толпа собралась в центре Оша, возле гостиницы "Алай". Участники беспорядков жгли машины и громили магазины. Власти ввели чрезвычайное положение в городах Ош, Узген, а также Карасуйском, Араванском и Узгенском районах республики. В Ош введены войска.

По данным представителя пресс-центра Минздрава республики, число погибших в результате столкновений киргизов и узбеков в Ошской области Киргизии достигло 12 человек (данные на 11 июня). В больницы Ошской области обратились 126 раненых. Госпитализировано 94 человека, 10 человек находятся в тяжелом состоянии. Больше всего раненых - около 40 человек - обратилось в больницу села Кызыл-Кишлак Карасуйского района Ошской области.

Ош-аймагы , «Ошский район»). Основной задачей «Адолат» было сохранение и развитие культуры, языка, традиций узбекского народа. Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основном киргизскую молодежь.

В мае 1990 года малоимущие молодые киргизы потребовали предоставить им участки для жилищного строительства на земле колхоза им. Ленина вблизи города Ош. Власти согласились удовлетворить это требование. Начиная с 30 мая на полученном поле колхоза киргизы проводили митинги с требованиями сместить с должности первого заместителя председателя Верховного Совета Киргизской ССР , бывшего первого секретаря обкома партии, который, по их мнению, не решал проблемы прописки, трудоустройства и жилья киргизской молодежи и способствовал тому, что в сфере торговли и обслуживания в Оше работали в основном узбеки.

Узбеки же восприняли выделение киргизам земли крайне негативно. Они также провели митинги и приняли обращение к руководству Киргизии и области с требованиями создать узбекскую автономию в Ошской области , придать узбекскому языку статус одного из государственных, создать узбекский культурный центр, открыть узбекский факультет при Ошском педагогическом институте и сместить с должности первого секретаря обкома, который якобы защищает интересы лишь киргизского населения. Они потребовали дать ответ до 4 июня.

С 1 июня узбеки, сдававшие жилье киргизам, начали их выселять, в результате чего более 1500 киргизских квартирантов также стали требовать выделения земельных участков для застройки. Киргизы также потребовали от властей дать им окончательный ответ о предоставлении земель до 4 июня.

Однако республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР А. Джумагуловым признала выделение под застройку земли колхоза им. Ленина незаконным и для строительства жилья решено выделить другие земельные участки. Большинство киргизов, нуждающихся в земле под застройку, и узбеков согласились с этим решением, но около 200 представителей «Ош-Аймагы» продолжали настаивать на предоставлении им именно земли колхоза им. Ленина.

Конфликт

4 июня киргизы и узбеки сошлись на поле колхоза им. Ленина. Киргизов пришло около 1,5 тысяч, узбеков - более 10 тысяч. Их разделяла милиция, вооруженная автоматами.

Как сообщается [ ] , узбекская молодежь попыталась прорвать кордон милиции и напасть на киргизов, милицию начали забрасывать камнями и бутылками, два милиционера были захвачены. Милиция открыла огонь и, по некоторым данным, было убито (по другой информации, ранено) 6 узбеков. После этого узбекская толпа под руководством лидеров с криками «Кровь за кровь!» направилась в Ош, громя киргизские дома. С 4 по 6 июня количество узбекских погромщиков увеличилось до 20 тысяч за счёт прибывших из районов, сёл и Андижана (Узбекская ССР). Около 30-40 узбеков попытались захватить здания Ошского ГОВД, СИЗО-5, УВД Ошского облисполкома, но им это не удалось и сотрудники милиции задержали около 35 активных погромщиков.

Ночью с 6 на 7 июня в Оше было обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое сотрудников милиции были ранены. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась многотысячная толпа узбеков, прибывшая на подмогу ошским узбекам.

Утром 7 июня произошли нападения на насосную станцию и городскую автобазу, начались перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой.

Киргизско-узбекские столкновения произошли и в других населенных пунктах Ошской области. В Ферганской , Андижанской и Наманганской областях Узбекской ССР начались избиения киргизов и поджоги их домов, что вызвало бегство киргизов с территории Узбекистана.

Резню удалось остановить лишь к вечеру 6 июня, введя в область армейские части. Ценой огромных усилий армии и милиции удалось избежать вовлечения населения Узбекистана в конфликт на территории Киргизской ССР. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километров от города. Толпа переворачивала милицейские кордоны и сжигала автомобили, зафиксированы случаи столкновений с армейскими подразделениями. Тогда перед рвущимися в Киргизию узбеками выступили главные политические и религиозные деятели Узбекской ССР, что помогло избежать дальнейших жертв.

Жертвы

По данным следственной группы прокуратуры СССР , в конфликте с киргизской стороны в городах Узген и Ош, а также в сёлах Ошской области погибло около 1200 человек, а с узбекской следователи нашли около 10 тысяч эпизодов преступлений. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30-35 тыс. человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек. После обретения независимости Киргизией все они были отпущены на свободу.

В массовой культуре

Ошские события 1990 года упоминаются в сериале «Агент национальной безопасности » (2-й сезон, фильм «Человек без лица»). По сюжету герой Константина Хабенского офицер КГБ СССР Хуссейн Саббах был внедрён в националистическую группировку, устроившую кровавую резню в Оше. Для подтверждения легенды Саббах был вынужден принимать активное участие в беспорядках и кровью мирных жителей доказывать свою преданность группировке.

См. также

Примечания

Ссылки

  • КоммерсантЪ : Ошская резня 1990 года
  • Evolution in Europe; SOVIETS INTERVENE IN ETHNIC VIOLENCE - NYTimes.com (англ.)
  • Soviets Report New Clashes In Central Asian City of Osh - NYTimes.com (англ.)
  • Charles Recknagel. Ferghana Valley: A Tinderbox For Violence (англ.) . Radio Free Europe/Radio Liberty (June 17, 2010). Проверено 6 февраля 2017.
  • Kaplan, Robert D. The Ends of the Earth: From Togo to Turkmenistan, from Iran to Cambodia – a Journey to the Frontiers of Anarchy. - Vintage Books, 1997. - ISBN 978-0-679-75123-6 .
  • Luong, Pauline Jones. The Transformation of Central Asia: States and Societies from Soviet Rule to Independence. - Ithaca: Cornell University Press, 2004. - P. 154–46. - ISBN 978-0-8014-4151-6 .
  • Александр Шустов. Межэтнические конфликты в Центральной Азии (I) (неопр.) (2 февраля 2008). Проверено 25 октября 2008. Архивировано 15 сентября 2008 года.
  • Аксана Исмаилбекова. Проблеск надежды в окровавленном Кыргызстане (неопр.) . Fergana.news (10.08.2010). Проверено 6 февраля 2017.
  • Lubin, Nancy. Calming the Ferghana Valley: Development and Dialogue in the Heart of Central Asia / Nancy Lubin, Martin, Rubin. - New York, NY: The Century Foundation Press, 1999. - ISBN 978-0-87078-414-9 .
  • Tishkov, Valery (May 1995). “" Don"t Kill Me, I"m a Kyrgyz!": An Anthropological Analysis of Violence in the Osh Ethnic Conflict”. Journal of Peace Research . 32 (2): 133-149. DOI :10.1177/0022343395032002002 .
  • Талант Разаков. Ошские события: На материалах КГБ. - Бишкек: Ренессанс, 1993. - ISBN 5-85580-001-6 .
  • А. А. Асанканов, Кыргыз тарыхы: Энциклопедия , Бишкек, 2003. ISBN 5-89750-150-5 .

Ровно 5 лет назад, 10-11 июня 2010 года, на юге Киргизии вспыхнули межэтнические столкновения между жившими здесь много лет по соседству узбеками и киргизами. В Ошской и Джалалабадской областях беспорядки не прекращались четыре дня, погромщики использовали автоматическое оружие. Узбеки оставляли дома и бежали, спасая свои жизни. Узбекистан в те дни принял порядка 75 тысяч беженцев. Только по официальным данным, погибли 447 человек. Неофициально - в четыре или пять раз больше. «Лента.ру» нашла очевидцев событий и попросила на условиях анонимности рассказать, чему они были свидетелями.

Моих собеседников двое. Оба - жители приграничных городов между Киргизией и Узбекистаном. Сложность в том, что, разделившись формально, оба государства не могут это сделать на практике. Да, большая часть границы уже надлежащим образом оформлена, однако у нее зачастую весьма прихотливый рисунок. Акрам Ходжаев (имя вымышлено) - этнический узбек, живет в городе Кара-Суу Ошской области Киргизии. Город расположен вплотную к границе и узбекскому городу Карасу Андижанской области.

Акрам-ака не скрывает, что отношения между узбеками и киргизами, несмотря на видимое дружелюбие, всегда были напряженными: правда, как это часто бывает, проявлялся конфликт почти всегда только на бытовом уровне. Все поменял государственный переворот в Киргизии. 7 апреля 2010 года силы оппозиции запустили длительный процесс передела власти в стране, фактически изгнав сначала из Бишкека, а затем из республики президента Курманбека Бакиева. Беспорядки в Таласе и Бишкеке, по словам моего собеседника, привели в действие скрытый механизм обоюдной вражды.

«Между 7 апреля и 10 июня между киргизами и узбеками было несколько стычек, - рассказывает он. - Мы знали, что с обеих сторон есть провокаторы, усиливающие межэтнические трения. Но до какого-то момента нам удавалось все споры решить миром». В Оше Акрам занимался производством металлочерепицы, содержал небольшой цех. 10 июня 2010 года он ушел с работы в 6 часов и вернулся в Кара-Суу.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Погромы начались ближе к 10 вечера. В Кара-Суу об этом узнали поздно ночью, но не особенно встревожились. Говорили, что где-то собралась группа киргизов и напала на узбеков, однако информация была противоречивой - приходили другие вестники и утверждали, что, наоборот, группа узбеков напала на киргизов.

«Мы подумали, что это очередная стычка и к утру все успокоится. Утром 11 июня я даже собрался на работу в свой цех, но меня остановили знакомые и предупредили, что теперь в Оше все серьезно и лучше не рисковать», - вспоминает Акрам. В самом Кара-Суу погромов удалось избежать, так как жители забаррикадировали город. Все дороги, ведущие в Кара-Суу, заставили контейнерами, большими машинами, чтобы никто не мог войти и выйти. В тот момент город обороняли узбеки совместно с киргизами. «Все понимали, что погромщики в Оше и Джалал-Абаде - это провокаторы, приезжие из близлежащих кишлаков юга Киргизии, а потому важно было объединиться и не допустить столкновений и мародерства», - подчеркивает Акрам. И добавляет: «Кара-Суу мы тогда отстояли».

Вернуться в свой цех в Оше Акрам смог лишь через две недели. «Я зашел внутрь и не поверил своим глазам: все было разгромлено, сожжено и разворовано. Не осталось ничего, кроме одного станка», - отмечает он. Более или менее восстановить цех удалось лишь в начале июля. Он работал всего по три-четыре часа в сутки: опасность столкновений сохранялась.

Акрам по-прежнему живет в своем родном городе, но ездит на работу в Ош. Говорит, что отношения между узбеками и киргизами сейчас хорошие, однако некоторая напряженность ощущается.

«Многие мои знакомые и друзья-узбеки после июньских событий 2010 года покинули Киргизию, - подытоживает он. - Кто-то переехал в Узбекистан, кто-то - в Россию и в Европу. Все боятся повтора случившегося. Мы всеми силами стараемся больше не допустить такого».

Мой другой собеседник, Насретдин Дильбаров, крупный мужчина средних лет, долго отказывался от разговора на эту тему. Как и положено на Востоке, он сначала старался громко отшутиться, однако, когда я проявила настойчивость, Насретдин резко посуровел, внезапно обнажив седину в волосах. «Мы поговорим, только если вы не назовете мое родное село, откуда мне пришлось бежать», - выдвигает он условие. В его просьбе нет ничего неожиданного - в небольших поселениях вдоль границы каждый местный житель на виду. Соседи не хуже журналистов подмечают знаковые детали и легко вычислят героя публикации. А обиды здесь помнят долго.

Насретдин - один из тех, кому пришлось спасаться бегством в дни противостояния. Мы беседуем с ним в доме его сына.

«Когда вспоминают столкновения между узбеками и киргизами лета 2010 года, то говорят в основном об Оше и Джалал-Абаде и почти ничего о том, что было в нашем селе», - с горечью начинает он рассказ. Его село расположено совсем рядом с границей. Узбеки и киргизы там всегда неплохо уживались, и поводов для конфликтов не было. Но когда вечером 10 июня в селе пошли разговоры, что в Оше отряды киргизов жгут дома, убивают узбеков, жители высыпали на улицу. Началась паника.

Предчувствуя нападение, поздно ночью 10 июня женщины, дети, старики решили бежать к границе Узбекистана. «В нашем районе есть два-три села, где живут большей частью киргизы, - продолжает Насретдин. - Если идти через эти села, то добраться можно быстрее, там асфальтированная дорога. Но мы боялись, что их жители - киргизы - нападут на нас, поэтому двинулись в обход».

В толпе было около 10 тысяч человек. Насретдин-ака отправился в дорогу вместе с дочкой и внучкой. «Помню, как выскочил на улицу в летних тапочках, так в них и побежал. Тапочки слетали с ног, приходилось останавливаться, чтобы впотьмах отыскать их. Было страшно! Но все шли не останавливаясь», - говорит он.

Глубокой ночью беженцы вышли к узбекской границе. Обычно она всегда закрыта и строго контролируется Узбекистаном, но ночью ее открыли для женщин, детей и стариков. Пропустили и часть мужчин. «В Андижанской области нас разместили в специально приготовленных палатках, накормили, напоили. Всем нуждавшимся оказали медицинскую помощь, обеспечили медикаментами», - вспоминает Насретдин.

Пробыв в Узбекистане около двух недель, узбеки-беженцы засобирались домой. Возвращаться было страшновато, да и неизвестно, сохранились ли их жилища. Дом Насретдина-аки находился внутри махали (в исламском мире - квартал с местным самоуправлением - прим. «Ленты.ру» ), поэтому погромщики его не сожгли, но дом дочери сгорел.

Киргизские власти организовали для вернувшихся гуманитарную помощь: выдали продукты питания, одежду, одеяла: «Мою дочь обеспечили стройматериалами, и до зимних морозов родственники помогли построить ей вместо сгоревшего дома двухкомнатную времянку», - объясняет Насретдин. Его соседи, остававшиеся в дни погромов в селе, рассказали, что на следующий день после побега началась стрельба. Узбеки отстреливались из карабинов. Несколько человек были убито. Всего в селе ограбили и сожгли около 200 узбекских домов.

«Но человеческая жизнь так устроена, что все плохое забывается», - отмечает Насретдин. Сейчас в его селе узбеки снова живут по соседству с киргизами и хорошо ладят. Главное для всех сегодня - это спокойствие. Повторения тех событий не желает никто.

В мае 2011 года Международная независимая комиссия по исследованию событий на юге Киргизии представила отчет, в котором главной причиной конфликта был назван политический вакуум, воцарившийся в стране после государственного переворота в апреле. По данным отчета, 74 процента погибших были узбеками, 25 процентов - киргизами.

Ответственность за произошедшее никто не понес.

Конфликт между киргизской и узбекской общинами на Юге Киргизии берет начало еще во времена освоения территорий Центральной Азии Российской империей. В южных районах Киргизии живущие по-соседству киргизы и узбеки обоюдно расценивают другую сторону как пришлых, а себя - как коренное население.

Узбекское население традиционно ведет оседлый образ жизни, занимается сельским хозяйством и торговлей, неохотно поступает в ВУЗы, не стремится работать на государственной службе, в правоохранительных органах. В то же время киргизское население городов Ош и Джалал-Абад представлено преимущественно переселенцами из горных деревень, либо их потомками. Многие из них получают высшее образование, охотно поступают на государственную службу.

Таким образом, две национальные общины – киргизы и узбеки - проходят социальное и имущественное разделение: узбеки редко получают высшее образование, однако, контролируют торговлю, бизнес, стремятся к компактному проживанию в богатых узбекских кварталах «махаллях», преимущественно в собственных домах; киргизы занимают большинство административных должностей на всех уровнях, в силовых ведомствах, но при абсолютном доминировании в госструктурах они имеют меньшие доходы, причем многие этнические киргизы находятся в положении «люмпенов». Имущественное разделение является постоянным раздражителем в отношениях двух народов.

Этнические узбеки Киргизии преимущественно проживают в следующих районах:

1) Ошская область: г.Ош, Узген, Карасуу, Араван и Ноокат;

2) Джалал-Абадская область: г. Джелал-Абад, Ноокен, Базаркоргон и Сузак;

3) Баткенская область: г. Исфана, Кызыл-Кыя. В местах компактного проживания узбеков можно заметить довольно широкое использование узбекского языка.

Противостояние между киргизами и узбеками периодически выливалось в межэтнические столкновения, наиболее массовые случались в 1961 и в 1990 году.

По данным МВД КССР и МВД бывшего СССР в ходе массовых беспорядков 1990 года погибло 305 чел., пострадало 1371 чел., в том числе 1071 чел. было госпитализировано, было сожжено 573 дома, в том числе 74 госучерждения, 89 автомашин, совершено 426 разбоев и грабежей.

После «Ошских событий» 1990 года власти республики не предприняли превентивных мер для недопущения повторения подобных событий. Конфликт был просто заморожен, а на разговоры или рассуждения о межэтнических отношениях фактически наложен запрет.

Межнациональная напряженность между киргизами и узбеками отмечалась в 2004 году в связи с принятием Закона «О государственном языке», который, по мнению узбекской диаспоры, позволял власти вытеснять национальные меньшинства из органов государственной власти, а также в 2006 году в связи с требованиями этнических узбеков о придании узбекскому языку статуса официального и большей представленности этнических меньшинств в экономической и политической сферах страны.

В 2007 году произошло 7 межэтнических конфликтов. Из них 2 конфликта в Баткенской области, 3 конфликта в Джалал-Абадской области, 2 конфликта в Ошской области. Наиболее острым считался вопрос о сокращении часов по предмету «узбекский язык и литература» за счет увеличения количества часов «киргизский язык» в узбекских школах.

2008-2009 годы характеризовались систематическими конфликтными ситуациями среди молодежи узбекской и киргизской национальности (г. Ош, с. Актам Ала- Букинский р/н, г. Джалал-Абад, г. Исфана Лейлекский р/н, с. Кызыл-Джар Аксыйский р/н, Базар Коргон, Джалалабадская обл. и др.). Местные власти старались замалчивать и не отражать конфликты по противостоянию киргизов и узбеков КР. Однако российские СМИ и интернет-издания освещали инциденты со всеми подробностями. СМИ РУ также широко освещали такие события и подвергали жесткой критике руководство КР.

К июню 2010 года в Киргизии сформировались проблемные зоны, которые подстегнули начало конфликта:

Неурегулированность вопросов языковой политики: развитие государственного языка, статус узбекского языка.

– Недовольство узбеков представленностью в органах государственной власти.

– Использование националистами вопросов межэтнических отношений в целях получения политических дивидендов, капитала в интересах развития собственного бизнеса.

– Большое количество узбеков не интегрировано в общественно-политическую жизнь страны, а уходит в нелегальные религиозно-политические организации.

– Государственная власть не предотвращает и не упреждает межэтнические конфликты, а борется с последствиями этих конфликтов.

– Некомпетентность силовых структур в работе с межэтническими конфликтами ведет к разжиганию межэтнической розни.

– Отсутствие четкой, скоординированной государственной политики в сфере межэтнических отношений сказывается на работе всех структур, вовлекающихся в процесс урегулирования межэтнических отношений.

В результате государственного переворота, происшедшего в Бишкеке в апреле 2010 года, в стране было сформировано Временное правительство, при этом образовался кризис власти, особенно ощущавшийся на Юге страны. Свергнутый президент Бакиев вернулся в родовое село Тейит, все без исключения политические силы Киргизии оживились, почувствовав возможность приобрести выгоды либо от наступившего безвластия, либо от предстоявшего передела власти.

Узбекская диаспора Киргизии также увидела возможность использовать вакуум власти для удовлетворения своих давних требований: предоставления узбекскому языку статуса официального, получение пропорционального представительства узбекского населения страны в законодательных и административных органах республики, а возможно – и автономного статуса.

Клан Бакиевых, стремившийся вернуть утерянную власть, надеялся взять реванш на Югестраны. Для этих целей Бакиевы, предположительно, выбрали путь дестабилизации ситуации в регионе с целью деморализации Временного правительства и лишения его рычагов влияния в Оше и Джалал-Абаде. По некоторым данным, Бакиевы надеялись отколоть Юг страны от Севера.

Узбекская карта в этих условиях приобрела особый вес для всех сторон: представители Временного правительства были готовы обещать узбекской диаспоре удовлетворение некоторых требований в обмен на поддержку в борьбе за власть; Бакиев видел возможность использовать узбекский фактор для дестабилизации ситуации на Юге.

По просьбе вице-министра Временного правительства Азимбека Бекназарова организованная узбекская молодежь участвовала в вытеснении боевиков Бакиева из здания администрации Джалал-Абада. Узбекские боевики сожгли родовой дом Курманбека Бакиева, что было болезненно воспринято киргизским населением. В пожаре сгорела киргизская юрта и флаг Кыргызстана – символы киргизской государственности.

В условиях высокой политизации общества бытовые стычки и ссоры между киргизами и узбеками стали приобретать политический характер. В середине мая киргизы сожгли два узбекских дома, конфликт набирал оборот, все более переходя из политической плоскости в межэтническую.

Киргизские источники указывают на то, что 10 июня 2010 года первыми активные действия начала узбекская диаспора, что выглядит правдоподобно. В ходе столкновений с боевиками Бакиева узбекская молодежь сплотилась, в ее среде определились лидеры. В ходе трех дней в конфликт были вовлечены жители городов Ош и Джалал-Абад (преимущественно – районы компактного проживания узбеков и киргизов).

После первой кровавой ночи информация о происходящем в Оше быстро распространилась по всей Киргизии, киргизская молодежь из окрестных сел устремилась в Ош, милиция нередко поддерживала боевиков, по некоторой информации, военные выдавали киргизским боевикам оружие под расписку. Узбекские источники указывают, что военные участвовали в боевых действиях на стороне киргизских боевиков, в том числе многочисленные источники говорят об использовании наступавшими бронетехники.

То, что узбекские общины первоначально восприняли, как некую экстремальную форму политической борьбы за свои права, превратилось в кровавую битву двух этносов, и в конечном счете вылилось в избиение узбекского населения Оши и Джалал-Абада. При этом представители других народностей - русские, татары, корейцы, дунгане, казахи – были исключены из конфликта, и становились жертвами только по случайности.

Узбекским районам был нанесен масштабный урон, более тысячи домов, магазинов, ресторанов и кафе разграблено, а затем сожжено. Имеются примеры жестоких издевательств и пыток с обеих сторон. Наличие мобильных телефонов и встроенных видеокамер позволяло во время беспорядков боевикам быстро получать информацию о происходящем в Оше или Джалал-Абаде, а после завершения конфликта – уцелевшим жителям обмениваться видеоотчетами о зверствах противоборствующей стороны. Подобная информация сегодня имеется во множестве в мобильных устройствах у населения. Нередко это леденящие душу видеосъемки, причем в большинстве этими кадрами обменивается молодежь. Узбекская диаспора Юга Киргизии оценивает свои потери в 1-2 тысячи человек.

В дни беспорядков Временное правительство объявило частичную мобилизацию. Прибывшиев Ош ополченцы оказались в стесненных условиях: в городе отсутствовала вода, продукты, электричество, газ. Четыре дня город находился на осадном положении.

На второй день беспорядки распространились на Джалал-Абад. Киргизская молодежь разгромила и сожгла Киргизско-Узбекский университет, а также несколько кварталов компактного проживания узбеков.

С Юга Киргизии начался массовый исход жителей: 80 тысяч беженцев перешло границу с Узбекистаном, граждане неузбекской и некиргизской национальности могли вывезти свои семьи в Бишкек. Отряды киргизов и узбеков, перекрывавшие трассу Ош-Бишкек, беспрепятственно пропускали автомобили граждан национальностей, не участвовавших в конфликте.

Конфликты в Киргизии вызваны следующими факторами: неурегулированными отношениями с соседними государствами, этническими проблемами, расколом по линии Север-Юг, отсутствием продолжительной традиции мирного и конструктивного взаимодействия властей и оппозиции, угрозами радикального исламизма.

В Киргизии по-прежнему существуют межэтнические противоречия, вызванные причинами, уходящими корнями в XIX-XX века. В стране компактно проживает узбекское меньшинство (в Ошской области). Столкновения между узбеками и киргизами в городе Ош и городе Узген летом 1990 года привели, по официальным данным, к гибели 300 человек (по неофициальным данным, в несколько раз больше). Считается, что протесты против фальсификации выборов 2005 года начались на юге страны, в том числе с Ошской области, и привели в итоге к «революции тюльпанов». Представители узбекского меньшинства и международные наблюдатели указывают, что узбеки в Киргизии по-прежнему подвергаются неофициальной дискриминации. Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, является распространение исламистских настроений на юге страны и подпольная деятельность таких радикальных организаций, как «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (с 2001 года также известно как «Исламская партия Туркестана»),

В Киргизии до 1991 года проживали 21,5 % русских. С момента провозглашения независимости их численность уменьшилась примерно в два раза, что является, по мнению ряда экспертов, результатом разных форм дискриминации. Она имеет несистемный и неофициальный характер. Напротив, власти страны активно принимали меры для противодействия оттоку русских, например, придав русскому языку статус официального, открывая представителям русского меньшинства доступ на государственные должности, не препятствуя законным формам его самоорганизации и тому подобное.

В начале 1990-х годов среди представителей уйгурского меньшинства в Киргизии популярностью пользовалась идея отделения и создания независимого уйгурского государства, которое должно включить и часть территории Китая, на которой компактно проживают уйгуры. В настоящее время проблема уйгурского сецессионизма не является актуальной, но на базе этого меньшинства могут действовать нелегальные террористические организации.

Раскол по линии Север — Юг связан с тем, что на севере Киргизии отмечается более высокий уровень урбанизации, более высокая концентрация политического и финансового влияния, этот район более секуляризирован, в то время как юг страны представляет собой густо заселённый этнически неоднородный район, где религиозный фактор играет более существенное влияние.

В период второго президентства А. Акаева стал очевиден конфликт властей с оппозицией, который нарастал вплоть до событий «революции тюльпанов» в марте 2005 года. Периодически власти использовали силу против оппонентов. Так, 16-18 марта 2002 года произошли столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента А. Бекназарова, а также потребовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в некоторых районах страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Этот конфликт привёл к отставке премьер-министра К. Бакиева и правительства.

В марте 2005 года сообщения о фальсификациях на очередных парламентских выборах вызвали недовольство жителей наиболее проблемных в экономическом отношении Джалал-Абадской и Ошской областей на юге страны. Под знамёнами различных оппозиционных партий и объединений, например, молодёжных организаций «КелКел» и «Бирге», собрались многотысячные митинги, которые переросли в насильственные действия: демонстранты захватывали административные здания, проходили стычки с подразделениями милиции и ОМОНа. Беспорядки перекинулись на Бишкек. В результате президент Акаев покинул страну 24 марта, к власти пришли оппозиционеры во главе с К. Бакиевым. В отличие от «бархатных революций» на Украине и в Грузии, в Киргизии протестующие грабили и разрушали магазины и офисы, государственные учреждения. Несколько дней в Бишкеке царила анархия — милиция и войска даже не пытались взять ситуацию под контроль. Относительный порядок удалось восстановить только 26 марта. По мнению некоторых наблюдателей, под видом «народной революции» происходила борьба за власть между представителями южных и северных кланов. Киргизская оппозиция, инициировавшая «революцию тюльпанов», представляла собой не единый блок, имеющий чёткую политическую платформу, а собрание бывших партийных деятелей и государственных чиновников, недовольных политикой президента Акаева. Поражение на парламентских выборах, вызванное, в том числе, нарушениями законодательства и использованием «властного ресурса», усилило их недовольство и подтолкнуло к решительным антиконституционным действиям.

В настоящее время отношения между властями и оппозицией носят более мирный характер, хотя в 2006 году оппозиция организовывала многотысячные демонстрации с требованиями отставки президента Бакиева. Сохранение достигнутой относительной политической стабильности зависит от способности правительства эффективно решать экономические проблемы и бороться с преступностью и коррупцией.

Согласно международной статистике, коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, в Киргизии в 2003 году составил 30,3 балла, что является свидетельством отсутствия в стране большого разрыва между богатыми и бедными. Однако доля последних от общей численности населения составляла около 40 % (2003 год).