Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу. Православная молитва богородичен для верующего

Начинающий православный христианин, купив молитвослов, может заглянуть в него и увидеть множество сокращений. Не в каждом молитвослове бывают пояснения, и поэтому за разъяснениями приходится или к более опытным верующим знакомым. Среди прочих сокращений часто можно встретить слово Богородичен. Что же оно означает?

Это короткий вариант словосочетания богородичная молитва, означает, что по очередности в том месте, где оно написано, следует читать определенную молитву, обращенную к Матери Божьей. В молитвенных правилах для мирян это, как правило, молитва Пресвятая Богородица, спаси нас. В богослужебной практике слово Богородичен обозначает песнопение, посвященное Царице небесной.

Богородичен догматик

Люди, зашедшие в субботу вечером на службу в православный храм, часто слышат восклицание чтеца на клиросе: богородичен догматик. Вслед за этим восклицанием хор поет короткое торжественное песнопение, содержащее похвалу Божьей матери и одновременно прославляющее два начала Ее Сына: божественное и человеческое.

Всего существует восемь богородичных догматиков, их еще называют догматики восьми гласов, и поются они только накануне великой вечерни. Скорбные песнопения, посвященные плачу Богоматери у Креста, называются крестобогородичны.

Богородичные молитвы для православного верующего

Все православные молитвы, обращенные к Божьей Матери, принято называть богородичными молитвами. В православное церкви их великое множество, поскольку Богородица очень почитается верующими, и к Ней принято обращаться во всех важных жизненных ситуациях, и в скорбных, и в радостных. Пресвятая Дева славится на всех богослужениях, вспоминается на всех церковных праздниках, так как явила Своим примером образец истинного смирения, покорности воле Божьей, любви к Богу и сочувствия людям, не смотря на то, что пережила много горя.

Православные тексты богородичных молитв читаются православными утром и вечером, перед началом и по окончании всякого дела. Существуют и особо торжественные богородичные молитвы для домашнего чтения – акафисты и каноны. Слушать акафисты и каноны можно в записи, в профессиональном исполнении церковных хоров, так как традиционно они исполняются нараспев.

Слушать на видео молитву Богородичен

Читать текст православной Богородичной молитвы

Прими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою познахом, и сподобихомся святаго тела Его, и пречистыя крове Его; тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая, Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми; славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу, и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.

В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":




Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************

4.6 (91.11%) 18 votes

Готовиться к Таинству Причащения можно чтением Правильных канонов, по Псалтыри, а также по лестовке (поклонами или молитвами) - на выбор говеющего.

Однако вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе - украшения души жемчугом слезного покаяния - являются Правильные каноны.

В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом - как это заботливо и нежно! - уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…».

Песнь за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее мини-пособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично.

Практическая часть

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали
в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес [email protected] .Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, - все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины - одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения - вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение
к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый

Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу : «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице : «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» - «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
Семипоклонный начал

12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)





Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»


Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
Слава
4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
И ныне
4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :
Ирмос
4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
Слава, И ныне

Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» –> Слава, И ныне –> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:
Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
Ирмос
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
Слава, И ныне
Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:
Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной)
Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день):
Тропари (два) Исусу
Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря
Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
Кондак Исусу
Слава
Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
И ныне
Кондак Богородице (по дню)
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (поклон поясной)
Слава (поклон поясной)
И ныне (поклон поясной)
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)

Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены курсивом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

Семипоклонный начал ( )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
«За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 метания )
Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной великий)
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (метание )
Слава (метание )
И ныне (метание )
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
Отпуст
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ

По обычнем начале мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.

С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с поклонами) .

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Г осподи помилуй (трижды). С лава , и ныне .

О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

А минь.

Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 142.

Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.

С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).

Г осподи помилуй (12) . С лава, и ныне.

Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.

К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь:).

Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.

Аще ли единому святому поеши , то тропарь святому дважды. С лава, и ныне: Богородичен воскресен, по гласу тропаря святаго.

Псалом 50. П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.

Посем канон ему же изволиши, празднику или святому.

Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)

Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.

Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

Посем, Г осподи помилуй (40) . С лава, и ныне.

Приложи и молитву святому, если есть.

По сем:

Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

А минь.

И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:

М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]

избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]

от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]

прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]

и душам нашим полезная сотвори. [поклон]

Примечания:

(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой песни)

После 3-й песни могут быть седальны - тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется Богородичен .

После 6-й песни и катавасии следует кондак и иногда икос .

После 9-й песни читается либо Д остойно есть: ( в начальных поклонах), либо сей задостойник: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый.

В великие праздники читается задостойник праздника.

После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь и кондак празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть молитва святому, и затем обычное окончание с отпустом .

Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии (например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “М илостиве Господи, спаси и помилуй... ” ( в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби...” и далее до конца.)

По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.

Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “...святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.

Вообще, если последующие чтения (например, седальны) разделяются Слава и ныне , то оно читается именно там, а не после “Г осподи, помилуй”. По 6-й же песни Слава и ныне читается сразу после “Г осподи, помилуй”, так как кондак и икос никогда славословием не разделяются.

Превеликую пользу получает христианин, молясь каноны. Они духовно просвещают верующего человека, открывают ему высоту богословия. Духоносные авторы запечатлели в каждом каноне неисчерпаемые сокровища христианской веры. Тот, кто со вниманием молится каноны, постоянно черпает из них все новые и новые Божественные истины, относящиеся к нашему вечному спасению. Безмерную глубину и широту Божией любви к людям, священную историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, высокие образцы христианской нравственности и многие другие душеспасительные назидания христианин узнает через каноны. Эти священные песнопения дают молящимся умиление и кротость, прогоняют уныние, печаль, малодушие, искореняют греховные помыслы, рассеивают сомнения, утверждают в вере, наполняют сердца радостью о Господе.

Чтобы святые каноны стали вожделенной духовной пищей для души, необходимо очистить себя от греховной скверны постом, молитвой, слезным сокрушением о грехах, святым . Есть верующие, которые молятся только (в надежде иметь удачи во временной жизни), преподобному (об избавлении от вечной муки умерших без покаяния), а также каноны: общий за умерших и за единоумершего (единоумершую). Остальные же каноны их мало интересуют. Такое отношение к святым канонам неправильно . Можно не достигнуть желанной цели в своей молитве, если пренебрегать канонами Пресвятой Троице, Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам, святым угодникам Божиим, праздникам церковным и т. д. Кто с усердием молится каноны, щедро получает Небесные милости, приобщаясь к богослужебной жизни Святой Церкви. Его жизнь начинает протекать по церковному руслу, ведущему к Горнему миру. За него непрестанно возносят молитвы перед Богом святые, с которыми он вступает в тесное молитвенное общение.

Если вначале вам будет совсем непонятно содержание церковно-славянского текста, то по этой причине не следует оставлять чтение канонов. Наоборот, необходимо чаще и усерднее молиться каноны, и Господь будет неотступным Помощником в вашем благом делании. Бог ответит на вашу молитву, если она искренняя и горячая, исходит из глубины сердца, даже тогда, когда вы еще не понимаете ее славянского выражения. Нужно только иметь желание осмысливать текст, переводить его с помощью церковно-славянского словаря, размышлять о содержании. Со временем у вас появятся радость и умиление душевное от молитвы; казавшиеся ранее непривычными слова постепенно станут сладчайшей Божественной трапезой в вашей духовной жизни. Перед молитвенным чтением канонов необходимо ознакомиться со всеми пояснениями, указаниями и сносками, относящимися к уставному порядку. Кто даже впервые приступает к молению канонов, без всяких затруднений сможет выяснить их последовательность. Начинающим полезно предварительно несколько раз прочитать вслух не спеша непривычный славянский текст. Старайтесь постоянно обогащать свою память священным содержанием канонов.

Краткое объяснение терминов и сокращений, относящихся к канонам и молитвам

Все каноны в разделе изложены применительно к домашней молитве без священника, а поэтому не публикуется текст Евангелия и других молитв священника.

Слава — где написано «Слава », то нужно читать: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне — где написано «И ныне », то нужно читать: и ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь.

Поклон — всегда, когда в скобках указано «поклон », то полагаем на себя крестное знамение и совершаем наклонение головы до уровня пояса.

Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает величие и образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.

Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.

Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.

Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.

Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также умилительные прошения к Вседержителю и святым.

Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас ». Где в канонах написано: «Запев », то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.

Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен ».

Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.

Задостоиник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице с прошением принять наше духовное делание.

Начало общее всем канонам

Малый, семипоклонный начал. Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.



Досто́йно есть , я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Г о́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).

Б о́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
С озда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Б ез числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

По обычнем начале мирянин глаголет:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь (поклон).

Святы́и Бо́же , Святы́и Кре́пкии, Свя-ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя-то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве-ко́м, ами́нь. П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го-́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про-сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра-́ди. Г о́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш , Иже еси́ на́ небесех. Да свя-ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́-шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь. (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше-му Бо́гу (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Псалом 142. Г о́споди, услы́ши моли́-тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в зем-ли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́д-ная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го-́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́-ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́-ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. А ллилу́ия, Аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды, с поклонами). Г о́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Б ог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.

Стих 1: И спове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Стих 2: О быше́дше обыдо́ша мя, и и́ме-нем Госпо́дним противля́хся им.

Стих 3: Н е умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.

Стих 4: К а́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Го-спо́дь).

Начало канонов одинаково до Бог Господь и стихов 1-4 включительно, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50 и начинается канон (один или несколько).

Часто усердные христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело и усердие каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.

Порядок чтения канонов

Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:

  1. Господские каноны . Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  2. Богородичные каноны . Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
  3. Каноны святым . Это каноны, посвященные памяти святых.

Каноны по чину :

  1. Спасителю (или Кресту)
  2. Богородице
  3. Архангелы
  4. Ангелы
  5. Святый пророк Иоанн Предотеча, Креститель Господень
  6. Апостолы
  7. Пророки
  8. Священномученики и священноисповедники
  9. Великомученики и мученики
  10. Святители
  11. Преподобные
  12. Христа ради юродивые
  13. Праведные

Устав о тропарях перед каноном

Канон Господский и Богородичен

Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу (дважды). Слава, и ныне. Тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Слава, седален канона Господу. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли поеши два канона: Спасу (или Кресту) и святому (или Ангелу); глаголи тропарь Спасу, дважды. Слава: святому. И ныне: Спасу. Тако же и Богородице со святым .

Канон Господский и святому (Богородичен и святому)

Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице) дважды. Слава, тропарь канона святому. И ныне, тропарь канона Господу (или канона Богородице) . По третьей песне: кондак и икос канона святому. Слава, седален канона святому. И ныне, седален канона Господу (или канона Богородице) .
По шестой песне: кондак и икос канона Господу (или канона Богородице) .

Канон Господский, Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу (дважды), тропари канонов святым (сколько будешь читать канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Кондаки и икосы из канонов святым. Седален канона Господу. Седален из канонов святых (сколько молишься канонов). Слава, седален святому последнего канона. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли случится пети празднику Христо-ву (или Кресту), Богородице и святому ко-ему, то прежде глаголи тропарь празднику, дважды. Таже, Слава: святому. И ныне: Богородице .

Канон Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице (дважды), тропари всех, кроме последнего, канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два тропаря, тогда на И ныне читают второй тропарь Богородице) . По третьей песне: кондаки и икосы читаем святым по порядку, как молишься каноны. Затем седальны также по порядку. Слава, седален святому последнего канона. Посем, тропарь празднику, Христову или Богородицы, коему изволиши пети, глаголи дважды. Слава, и ныне: паки той же . Аще ли поеши два канона: Христову празднику и Богородицы, то глаголи прежде Христову празднику тропарь дважды. Слава, и ныне: празднику Богородицы .

Порядок чтения катавасии

Когда молишься сразу несколько канонов, то по прочтении каждой песни читаются вместе по порядку катавасии всех канонов и лишь после последней катавасии — Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Аще ли Спасу, Богородице, Ангелом и святому: глаголи тропарь Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице (вси по единощи) .

Аще ли поеши единому святому, то гла-голи тропарь святому, дважды. Слава, и ны-не: богородичен воскресен по гласу тропа-ря святаго. И ныне, седален канона Богородице .
По шестой песне: кондак и икос канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два кондака, то их читаем по порядку, затем — икос) .

Когда молишься два или несколько канонов святым: дважды тропарь канона первому святому, тропари остальных канонов святым читаем однажды. Слава, тропарь последнего канона. И ныне, богородичен последнего канона . По третьей песне: кондак и икос второго канона, третьего и других по порядку. Седален первого канона и других по порядку. Слава, седален последнего канона. И ныне, богородичен его . По шестой песне: кондак и икос первого канона . Всегда, сколько бы канонов ни молились,— читается или поется только ирмос первого канона. Перед каждым стихом читается запев, который помещен в первой песне каждого канона. Лишь в том каноне, который читается последним— в двух последних стихах говорится — перед предпоследним стихом — Слава , перед последним — И ныне .

После тропарей читается.

Псалом 50. Поми́луй мя, Бо́же , по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́и мя от беззако́ния моего́ и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х. Яко да оправди́шися в словесе́х Свои́х и победи́ши внегда́ суди́ти. Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся. Омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Cлу́xy моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́рзи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Tвоего́ и Ду́хом Влады́чным утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от кро́вий, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л же́ртвы, дал бых у́бо; всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу — дух сокруше́н: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на; и да сози́ждутся сте́ны Иеросали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая. Тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельца́.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь.

И читается канон.

Устав о седальне по 3-й песни канона

Посем канон, ему же изволиши: праздни-ку или святому.

Подобает ведати: аще поеши два или бо-лее канонов, то ирмосы всегда поем только 1-го канона, а прочие ирмосы оставляются.

К первым канонам говорятся к каждому тропарю свои запевы; Слава, и ныне, не говорится, а говорится у последнего канона к последним тропарям; к предпоследнему: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ; и к последнему: И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь .

Катавасии вси припеваем каждого канона и по поклону полагаем, и после еще поем: Г о́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) .

Указ о седальнах, по 3-й песни. Егда поеши канон Спасу, Кресту и Богородице, особь по единому: после Катавасии и Г о-́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) : Слава, и ныне : седален (или ипакой), единожды. Аще два седальна имать, то седален, единожды; Слава, и ныне: другии.

Егда же два канона, Спасу (или Кресту) и Богородице: глаголи кондак и икос (младшаго канона) Богородице . Слава : седален Спа-су. И ныне : седален Богородице. Тако же и Богородице со святым (или Ангелом).

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому: кондак и икос Богородице ; кондак и икос Ангелом ; кондак и икос святому ; седален Спасу; седален Ангелом; Слава: седален святому; И ныне: седален Богородице.

Аще ли святому единому: седален свято-му, единожды; Слава, и ныне : богородичен (иже на ряду).

Устав о кондаках и икосах по 6-й песни канона

По 6-й песни глаголем токмо кондак и икос 1-го (старшаго) канона.

Общий конец всем канонам

Когда молишься несколько канонов, то по окончании их после Трисвятое и по Отче наш, Исусовой молитвы порядок таков:
I. Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице. Слава, кондак канона Господу. И ныне, кондак канона Богородице .
II. Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице), тропарь канона святому. Слава, кондак канона святому. И ныне, кондак канона Господу (или канона Богородице) .
III. Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице, тропари канонов святым (сколько молишься канонов). Кондак канона Господу, кондаки канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, кондак последнему святому. И ныне, кондак Богородице .
IV. Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице и тропари канонов святым. Кондаки канонов святым, кроме последнего канона. Слава, кондак последнего канона святому. И ныне, кондак канона Богородице .
V. Когда молишься два или несколько канонов святым: тропари всех канонов святым, кондаки всех канонов святым (подряд). Слава, кондак последнего святого. И ныне, богородичен, написан после тропаря последнего канона святому .
А далее окончание такое же, как, когда молишься один канон: Г осподи помилуй (40) и далее до конца.

По совершении же канонов, задостойник:

По совершении канона (после Катавасии по девятой песне) поем (кто не умеет петь — читает) задостойник:
В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи. (Поклон земной).
Этот задостойник поется всегда, кроме великих праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда вместо этого задостойника поется празднику ирмос 9-й песни канона.
Затем читаем Т рисвятое, по О тче наш.
Исусова молитва: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
1. Когда молишься канон Господу (таков же порядок, когда молишься канон кресту или канон Богородице), то читай тропарь канона. (Если канон имеет два тропаря, то читай оба подряд). Слава, и ныне, кондак канона (если канон имеет два кондака, то читать оба подряд).
2. Когда молишься канон святому, читай тропарь канона. Слава, кондак канона. И ныне, богородичен, который написан после тропаря.
Далее окончание одинаково, независимо от того, кому молишься канон и сколько канонов читается.
Г осподи помйлуй (40) . Слава, и ныне. Ч естнейшую Херувим и славнейшую войстину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую сущую Богородицу Тя величаем (земной поклон) . Г осподи помилуй (дважды с поклонами) , Господи благослови (поклон) . И отпуст, написанный в конце канона (если молиться любой канон в воскресение, то в начале отпуста добавляется два слова: В оскрес из мертвых…. Например: В оскрес из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии …). ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (они же и ПРИХОДНЫЕ).

В лады́чице, приими́ моли́тву раб Сво-и́х, и изба́ви нас от вся́кия ну́жди и печа́ли. Ты еси́ Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты еси́ Засту́пнице, и к Тебе́ при-бега́ем, Тя и ны́не на моли́тву призыва́-ем, да изба́виши ны от враг на́ших. Воз-вели́чим Тя вси Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего, Ю́же осени́ Дух Пресвяты́и (поклон до земли) .

Сей задостойник поется всегда, кроме великих (двунадесятых) праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда, вместо сего задостойника, поется ирмос 9-й пе-сни праздничнаго канона (от дня Праздника и до отдания его).

Посем: Т рисвятое и по О тче наш; И сусова молитва.

Указ о тропарех и кондакох, како глаго-лются по совершении канонов.

Аще канон един Спасу, глаголи: тропарь, Слава, и ныне: кондак .

Аще ли Кресту и Богородице, по едино-му; глаголи, яко же и Спасу единому .

Аще ли Спасу и Богородице, тропарь Спасу и Богородице. Слава: кондак Спасу. И ныне: кондак Богородице. Тако же и Кресту с Богородицею .

Аще ли Спасу и святому, глаголи: тропарь Спасу и святому. Слава: кондак святому. И ныне: кондак Спасу. Тако же и Кресту (или Богородице) по единому со святым (или со Ангелы) .

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому, глаголи: тропарь Спасу, Богородице, Ангелом и святому. Таже, кон-дак Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице .

Аще святому (или Ангелом) по единому, глаголи: тропарь; Слава: кондак; И ныне: богородичен, по гласу тропаря от воскре-сных. (Ин устав: аще ли в храме Господьском или Богородичном, то покрывай по кондаке святаго, И ныне: кондак храму) .

Посем: Г о́споди, поми́луй (40, с поклона-ми) . Слава, и ныне .