Комментарии.

Крейсер «Аврора» . Корабль номер один российского военно-морского флота. Корабль-символ, корабль-легенда, корабль-миф и... корабль-проклятие. Хранимая той, в чью честь она была наречена, «Аврора» почти на век пережила своих «сестер» по проекту и прихотью судьбы, похоже, обречена на бессмертие.

Ангел-хранитель «Авроры»

Есть в российском флоте добрая традиция - давать новым кораблям имена их славных предшественников, отслуживших свой век. Вот и бронепалубный крейсер 1-го ранга, заложенный в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге, был наречен в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.

В свою очередь, имя фрегату дал Николай I в честь одной из самых красивых женщин Петербурга - фрейлины императрицы Авроры Демидовой-Карамзиной, в которую император, вероятно, был тайно влюблен. Но над этой дамой тяготело родовое проклятие, своеобразный «венец безбрачия».

Все мужчины, решившиеся связать с нею свою судьбу, уходили в мир иной преждевременно. Не зря эту роковую женщину называли в светских салонах «Зарей, обрученной со смертью». Но сама она прожила долгую жизнь и не считала себя несчастной, преследуемой злым роком, поскольку любила и была любима.

Узнав, что ее имя будет носить новый крейсер, Аврора Карловна воскликнула:

Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе!

Но опасения женщины, ставшей, очевидно, ангелом-хранителем «Авроры», были напрасными. Этот в общем-то заурядный, ничем особенным себя не проявивший крейсер по иронии судьбы вознесся на самую вершину славы, прожил невероятно долгую для боевого корабля жизнь, и путь его еще не закончен.

Чудесные спасения

«Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Отношение моряков к этим трем «богиням отечественного производства» было весьма скептическим. Эти корабли имели массу конструкционных недостатков, их механизмы часто выходили из строя. Не отличались они ни скоростью хода, ни мощью вооружения.

Но ангел хранил «Аврору». В первый раз он спас ее от верной гибели в Цусимском сражении. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста выполнял задачу прикрытия транспортов. Но это оказалось не под силу четырем крейсерам, на которые обрушился шквальный огонь 16 японских кораблей. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения.

Крейсер "Аврора" (1916 год)

Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке. Сама же «Аврора», выпустив почти две тысячи снарядов, серьезного урона врагу не причинила.

От геройской гибели русские крейсера спасла колонна случайно подошедших броненосцев, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Аврору» и «Палладу» (не «старшую сестру», погибшую в Порт-Артуре, а новый крейсер, построенный после Русско-японской войны).

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм правильно оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели - «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

Вообще же ничего героического за всю историю своего существования эта «заурядная богиня» не совершила.

Выстрел, которого не было

«А как же легендарный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало новой эпохи в истории человечества?!» - спросите вы. Да не было никакого такого выстрела. В октябре 1917 года «Аврора» продолжала находиться на капитальном ремонте, и с нее был снят весь боезапас. Случайно на борту оказался один холостой заряд, им и стрельнули, призвав тем самым суда, стоящие на Неве, «к бдительности и готовности». Но произошло это днем, задолго до штурма.

24 октября военно-революционный комитет поставил «Авроре» задачу восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному накануне юнкерами. Увидев приближающийся к мосту крейсер, юнкера бежали, и корабельные электрики сумели опустить пролеты. Сам же корабль оказался за мостом, отрезавшим его от Петропавловки и Зимнего дворца.

Так что нанести урон защитникам Временного правительства он не мог, даже если бы имел боезапас. А сигнал к штурму Зимнего дворца был дан из Петропавловской крепости. С ее бастионов было сделано около 30 орудийных залпов, но во дворец попало только два снаряда - артиллеристы не хотели убивать своих соотечественников.

Никаких документальных свидетельств о выстреле «Авроры» нет. Вахтенные журналы 1917 года, в которых скрупулезно записывались все действия экипажа корабля, бесследно исчезли. И можно с полной уверенностью утверждать, что героический крейсер революции - всего лишь один из пропагандистских символов и великих мифов революционной власти.

Мистическая душа корабля

Незримая мистическая сила и в дальнейшем неоднократно спасала «Аврору» от гибели. Причем всякий раз, когда ее пытались уничтожить, это оборачивалось катастрофой для страны. Так, когда в 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля - а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

В 1941 году намечалось вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки» - и началась Великая Отечественная война.

А в 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона.

Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею - отрезать старую подводную к часть, сделать такую же новую и сверху поставить старую надводную часть, и поступили. И никто не узнал бы о случившемся, но корабелы не смогли или не решились сдать старый корпус на металлолом.

Отрезанную часть решили спрятать в Лужской губе, в районе деревни Ручьи, где еще в 1930-е годы силами зеков Лужлага строился «0бъект-200» - Комсомольск-на-Балтике, база Балтийского военно-морского флота. Этот современнейший по тем временам город так и не был заселен: его взорвали в начале Великой Отечественной войны, чтобы не сдать врагу, да так и не стали восстанавливать. Сохранились остатки довоенного бетонного причала. Неподалеку от него и решили затопить корпус «Авроры», для чего выкопали на дне подобие траншеи.

К тому времени местные жители основательно раскурочили легендарные останки, сняв все что смогли: от бронзовых вентилей, стальных трапов и иллюминаторов до медных листов обшивки. А когда стали опускать в траншею 120-метровую махину, промахнулись, корпус не лег так, как было задумано, и часть его осталась торчать над водой.

В день 70-летия Октября обновленную «Аврору» принимал сам генсек Михаил Горбачев. С почтением рассматривал знаменитую шестидюймовку, бабахнувшую по Зимнему, не подозревая, что и это - подмена: настоящее баковое орудие погибло в боях на Дудергофских высотах в составе батареи «А» вместе с другими пушками, снятыми с «Авроры» для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков.

И тем более не было видно ему подводной части крейсера, где стальные листы соединены не заклепками, как раньше, а сварными швами. Потом-то Горбачев, узнав, как его надули, рвал и метал, но дело сделано, ничего уже не поправить. «Аврора» же снова отомстила за надругательство над нею - распадом Советского Союза.

А впрочем, из-за чего весь сыр-бор? Отдельные специалисты утверждают, что нынешняя «Аврора» - не настоящая, а всего лишь реплика легендарного крейсера. Но ведь заменена только нижняя часть, а верхняя сохранилась, в том числе и интерьер помещений. Не будем же мы отказывать в праве на звание человека инвалиду, потерявшему ноги, которые заменены у него на протезы?! «Аврора» сохранила главное - свое имя, мистическую душу, ангела-хранителя.

Этим летом крейсер вернется из очередного капитального ремонта и встанет на привычное место к причальной стенке. И будет уже не символом революции, а памятником отечественного кораблестроения. Хочется верить, больше не будет попыток сдать его на металлолом. Это, знаете ли, чревато!

Михаил ЮРЬЕВ

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги...
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле...

народная революционная песня

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора"
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь...

История "Авроры"
Бронепалубный крейсер "Аврора" был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой".

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер "Адмирал Нахимов" называл "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", яхту "Светлана" звал "Горничной", а "Аврора" удостоилась "почетного" титула "Проститутка подзаборная"))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев("Аврора" отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа - до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце "Паллада" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер "Аврора" сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли "Авроры" в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году "Аврора" стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла конороль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн "Аврора" был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие)))

1 декабря 2010 года "Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа "Аврора" окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне "Аврора" опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

1917 год принес России немало бурь и разочарований, начавшаяся революция уничтожила веками устоявшийся строй, погубив сотни замечательных людей, а тысячи вынудив покинуть пределы страны. Наступившие перемены затронули всех – военных, моряков, гражданских, миллионы тех, кто и понятия не имел о Революции, людей, машины и корабли, среди которых самая большая слава досталась одному уже далеко не новому крейсеру под названием «Аврора».

Строили крейсер целых 6 лет, после чего он имел водоизмещение, превышающее 7 тысяч тонн, и развивал скорость в 19 узлов. «Аврора» относилась к типу русских крейсеров, предназначавшихся для прохождения боевой службы в акватории Тихого океана и близлежащих морей, потому после того, как на борт взошла команда общим числом в 559 человек «Аврора» отправилась в первое плавание от Кронштадского порта в Северное море, а затем дальше на Дальний Восток. Выйдя в Средиземное море, крейсер должен был стать частью отряда контр-адмирала Вирениуса А.А. и, следуя, через африканские порты добраться к Японскому морю. Но в африканском порту Джибути командующий узнал о начале Русско-японской войны, и дальнейшее плавание в силу недостаточной боевой подготовленности было решено прервать, вплоть до поступления дальнейших распоряжений.

Легендарный крейсер Аврора

5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась обратно в Кронштадский порт и была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, командующим которой был назначен вице-адмирал Рожественский. В октябре этого же года крейсер вышел из порта по направлению к Цусиме, где 14 мая следующего года она приняла участие в Цусимском сражении, прикрывая колонну следующих с востока транспортов. Непосредственно в гуще событий участия «Аврора» не принимала, действуя под прикрытием миноносцев и броненосцев, и лишь ближе к его завершению вступила в бой с однотипными кораблями противника, получив при этом не менее 10 попаданий снарядов разного калибра, в результате которых погибли более десятка человек, в том числе и капитан корабля, в которого попал отколовшийся при выстреле осколок.

Положение корабля стало критическим, на борту начались пожары, вышли из строя дальномерные станции, серьезные повреждения имелись в дымовых трубах. Положение было спасено флагманским кораблем, под прикрытием которого «Аврора» оторвалась от преследователей и 21 мая пришла на Филиппины, встав на якорь в порту Манила, где и оставалась вплоть до окончания боевых действий. Капитан и команда крейсера по настоятельной просьбе американских властей подписали документ об отказе от принятия участия в дальнейших боевых действиях.

В 1906 году «Аврора» вернулась домой, из боевого корабля переквалифицировавшись в учебный, в следующем 1907 году корабль, основательно отремонтированный и переоснащенный, получил новый статус, переквалифицировавшись из крейсера 1-го ранка, просто в крейсер.

Осенью 1909 года крейсер «Аврора» отправился в дальнее плавание, на пути следования заходя в Алжир, Бизерту, Тулон, Смирну, Неаполь и ряд других значимых городов Европы, Азии и Африки. К 1911 году на счету крейсера было уже три подобных плавания, «Аврора» побывала в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах, принимала участие в торжественных парадах и смотрах, была включена в состав эскадры, отправившейся на защиту Крита, сопровождала яхту самого императора в его путешествии в Ригу. Особого участия в Первой мировой войне крейсер не предпринимал, так как был в недостаточной мере оснащен для борьбы с немецкими подводными лодками.


Крейсер Балтийского флота Аврора

В сущности, суждено было «Авроре» стать всего лишь одним из многих военных кораблей русского флота и отправиться в свое время на слом, но октябрь 1917 года все изменил. Взбунтовавшиеся матросы, проникшиеся идеей мировой революции, захватили управление крейсером, стоявшим в одном из доков Петрограда на ремонте, наведя его пушки на не желавший сдаваться Зимний дворец. В итоге столь кардинальных действий Зимний был взят, а корабль стали считать символом надвигающихся перемен, революции и новой хорошей жизни.

По сей день остается неизвестным был ли произведен «Авророй» хоть один выстрел по дворцу, или же нет, доказать обратное, впрочем, за давностью лет не представляется возможным, потому и сегодня посетители музея, в который превратили корабль в конце прошлого века, могут свободно лицезреть табличку с надписью о том, что именно с этого корабля 25 октября 1917 года был произведен выстрел , определивший дальнейшую судьбу России.

После оказанной революции помощи «Аврора» была вновь препровождена на ремонт, после которого более задействована в боях не была, Великую Отечественную войну крейсер застал в Ораниебауме, а после ее окончания перебазировался на Петербургскую набережную, став учебным центром для кадетов и музеем.

Бондаренко Егор

Исследовательская работа о крейсере "Аврора" и о его экипаже

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная проектно-исследовательская конференция школьников

«Нам о России надо говорить»

Секция «Памятные даты российской истории»

Выполнил ученик 6а класса

МОУ «Звениговский лицей»

Бондаренко Егор

Руководитель: Трифонова О.А.,

учитель истории

с. Исменцы

2017 г.

Всеволод АЗАРОВ
Отбивает равномерно склянки
На «Авроре» вахтенный матрос.
Вечную себе избрав стоянку,
Крейсер неподвижен, как утес.

Над металлом прочных
переборок
Юности балтийской громок шаг.
Развевает ветер над «Авророй»
Боевой краснознаменный стяг.

Школьники приходят на
«Аврору»,
Чествуя героев Октября,
И знамена пионерских сборов
Салютуют флагу корабля.

И стоит у славного орудья
Ветеран, балтийский командир...
Как в ту ночь.
всегда он помнить будет
Выстрел тот,
потрясший старый мир.

Здесь радисты крейсера
впервые
Возвестили радость торжества.
Передав
всем гражданам России -
Ленинские вещие слова.

Не покинуть крейсеру стоянки,
Не уйти в простор балтийских
вод.
Но все так же отмечают склянки
Вечное движение вперед!

Введение

В центре Санкт-Петербурга, у Петроградской набережной Большой Невки, находится на вечной стоянке легендарная «Аврора».

«Аврора» - крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана», «Паллада») Балтийского флота, один из символов Октябрьской революции 1917 года. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е годы) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 года выполнял функции учебного крейсера.

Моряки-авроровцы участвовали в Октябрьском восстании, сражались на фронтах Первой Мировой Войны. Долгие годы «Аврора» была учебным кораблем, на котором курсанты военно-морских училищ совершали дальние плавания. В годы Великой Отечественной войны крейсер находился в порту города Ораниенбаума под Ленинградом. Орудия главного калибра, снятые с корабля, защищали город в районе Вороньей горы. В 1948 году «Аврора» встала на якорь на месте вечной стоянки - у Петроградской набережной. В 1956 году на корабле был открыт филиал военно-морского музея, где собрано более шести сот разнообразных документов, рассказывающих о славной истории «Авроры».

Проезжая по набережной Невы, я обратил внимание на этот корабль. Меня заинтересовал легендарный крейсер, поэтому я захотел изучить его историю, а история у корабля очень богатая.

Целью работы является изучение исторических фактов о крейсере «Аврора».

При написании данной работы поставил для себя следующие задачи:

  • узнать о целях строительства крейсера;
  • изучить военные действия, в которых принимал участие крейсер «Аврора»;
  • проанализировать события Октябрьской революции 1917 года, непосредственно связанные с крейсером;
  • дать собственную оценку работе мемориального музея на «Авроре».

Для достижения поставленных задач мне потребовалось изучить книги по истории Отечества и современных исторических статей, а также лично посетить крейсер для полного изучения.

История создания «Авроры». Спуск на воду

Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике. Вновь сложившаяся гонка военно-морских вооружений привела в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России. Были заказаны три крейсера, ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».

В начале июня 1896 г. было принято решение о постройке серии уже не из двух, как предполагалось изначально, а из трёх крейсеров. Третий крейсер (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. Работы по строительству «Паллады» и «Дианы» осуществлялись фактически одновременно, «Аврора» же отставала от графика на протяжении всей постройки и может считаться дополнительно строившимся кораблём проекта.

Построен по кораблестроительной программе 1895 года. Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 года. Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора Николая II и многочисленных членов Императорской фамилии. 18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.

25 сентября (8 октября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) - Пирей - порт Суэц - Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 года был отозван на Балтику.

Героизм в русско-японской войне 1904-1905 гг.

17 апреля 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.

Из истории нам известно, что в войне 1904-1905 годов Россия и Япония вели борьбу за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Войну начала Япония. В 1904 году японский флот напал на Порт-Артур. Оборона города продолжалась до начала 1905 года. В ходе войны Россия потерпела поражения в сражениях на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а русский флот – при Цусиме.

Крейсер «Аврора» участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского. Входил в состав отряда крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста (крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»).

В начале дневного боя 14 мая следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывал колонну транспортов с востока. Вместе с разведывательным отрядом вступил в бой. Попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев - он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда.

После смерти Егорьева командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не был выведен из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью с 14 на 15 мая, следуя за флагманом отряда, крейсер форсировал ход до 18 узлов, в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста «Олег» и «Аврора» с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе, и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат - это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

Учебное судно

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтийское море, став учебным судном Морского корпуса. Крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге. С корабля была по опыту минувшей войны удалена вся малокалиберная артиллерия. 10 октября 1907 года «Аврора» была переклассифицирована из крейсеров I ранга в крейсера.

С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга П. Н. Лескова совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.

С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава - Христианзанд - Виго - Бизерта - Пирей и Порос - Мессина - Малага - Виго - Шербур - Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября - 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.

Первая мировая война

Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914-1918 гг. С началом войны корабль нёс дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг).

В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

С мая 1916 года приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсера «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции.

В ноябре 1916 года корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счёт всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. В результате деятельности безответственных организаций солдаты и матросы вовлекались в политику, резко падала дисциплина и боеспособность Русской армии. Не стал исключением и экипаж крейсера «Аврора», чьи матросы были вовлечены в революционную агитацию. Антигосударственные силы осознавали, что офицерство являлось противником для них, поэтому, для устранения и дискредитации офицерства, на фронтах и во флоте проводилась агитационная работа по разжиганию противоречий между солдатской массой и командным составом. В результате на крейсере, как и во всем флоте, накалились взаимоотношения офицеров и команды.

После обнародования «Приказа №1» Петроградского совета был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу, повсеместно происходили задержания, обезоруживания, избиения и убийства офицеров. Особенно трагический оборот приняли события на Балтийском флоте.

В дни февральского переворота, 27 февраля (12 марта), на крейсере произошел бунт: экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской революции, взбунтовавшиеся матросы убили своего командира М.И. Никольского, старший офицер крейсера был ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года шел процесс разложения армии антигосударственными силами, большевиками велась пораженческая агитация, усиливавшая тенденцию разложения армии и флота. Политическая обстановка на корабле также характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года.

В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. Штурм Зимнего дворца начался 25 октября около 21:00 с сигнального холостого выстрела из Петропавловской крепости. Позднее восставшие хотели было стрелять боевыми снарядами с «Авроры», но выяснилась невозможность боевой стрельбы по Зимнему дворцу в силу условий дислокации крейсера на Неве, поэтому пришлось ограничиться акцией устрашения: в 21:40 из носового орудия «Авроры», по данным историков был, по приказу комиссара Белышева, произведен холостой выстрел.

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Октябрьский переворот 1917 года стал началом гражданской войны в России.

Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Экипаж крейсера «Аврора» во время Октябрьской революции 1917

Экипаж крейсера «Аврора» как и других подобных кораблей, согласно штатному расписанию составлял 570 человек (20 офицеры, 550 кондукторов и нижних чинов). Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа и на размещение флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля, 10 кондукторов располагались в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы - в помещениях в кормовой части корабля. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.

Чтобы узнать были ли среди членов экипажа крейсера в 1917 году наши земляки, были направлены запросы в фонды "Государственного архива Российской Федерации" (statearchive.ru), Российского государственного военно-исторического архива (ргвиа.рф), Российского государственного исторического архива (rgia.ru), Российского государственного архива военно-морского флота (rgavmf.ru).

В ходе проведенных исследований нам удалось выяснить, что в ночь на 25 октября 1917 года, на борту крейсера был не полный состав. Всего команда состояла из 376 человек (12 офицеры) . По оцифрованным аттестационным книжкам и ведомости о численном составе команды на 1/Х-1917 г, мы узнали полный список членов экипажа «Авроры» на начало 1917 года. Командиром экипажа был выборный капитан лейтенант Н. А. Эриксон. Он находился на данной должности с сентября 1917 по июль 1918.

В архиве ВМФ были оцифрованы и учетные карточки личного состава крейсера. Нам удалось их систематизировать. Летом – осенью 1917 года крейсер находился на ремонте, именно этим объясняется не полная укомплектованность экипажа. Среди экипажа преобладали выходцы из крестьян и разночинцев. По национальному составу – русские. Интересны сведения о конфессиональной принадлежности команды, большинство были христиане. Однако, мы имеем сведения и о двух мусульманах и одном иудее.

К сожалению, нам не удалось найти сведения о службе наших земляков на крейсере «Аврора». Однако, один из кондукторов на крейсере Яковлев Василий Васильевич был родом из Казани.

Мы оправили запросы в Центральный архив Министерства Обороны, чтобы узнать служили ли наши земляки на «Авроре» в другие периоды истории крейсера.

Музей-памятник истории флота

В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В этом качестве в 1920-е годы крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1939 г. подвергся очередному ремонту: были заменены якоря системы Холла, установлены котлы Ярроу, расширен объём угольных ям.

В 1940-1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 г. артиллерийские орудия были сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора - Киевское шоссе) для обороны города. Авроровцы защищали Ленинград до последнего снаряда и были убиты немецко-фашистскими захватчиками. Из-за попадания артснарядов, в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В 1944 году крейсер был поднят, подвергнут консервации. Участвовал в съёмках фильма «Крейсер «Варяг»», для чего был несколько замаскирован: добавлена бутафорская четвёртая труба и т. д.

В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания приняли обращение к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.

26 января 2013 года министр обороны РФ генерал армии С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для ремонта.

Крейсер «Аврора» вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».

Ремонт 2014-2016 г., в отличие от предыдущих, не предусматривал вмешательство в конструкцию корабля, перестройку его внутренних помещений и надстроек. Обследование корпуса при помощи ультразвука показало, что со времени последнего ремонта динамика коррозии практически отсутствует. Во время докового ремонта был произведен ремонт цистерн, танков и других механизмов, провели опрессовку и проверку герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса. Сохранившиеся с момента постройки крейсера в неизменном виде штевни оказались в прекрасном состоянии. Соединения корпуса, сделанные в 1987 году, оказались качественными. Самые крупные работы были направлены на освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса и дельных вещей. Крейсер получил новейшую систему пожаротушения «Водяной туман».

Внешний вид также не был оставлен без внимания. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утвержден главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведен косметический ремонт. Обновлена палуба из тикового дерева. Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ. Однако, советские символы на крейсере, построенном для Российского императорского флота, после ремонта остались. Герб Советского Союза на корме крейсера не был заменен на герб Российской Федерации и не были убраны красные звезды с бортов, как предполагалось в ходе работ, хотя это противоречит указу президента о символике кораблей ВМФ России, но для «Авроры» сделали исключение, поскольку по словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина это стало бы «порчей объекта культурного наследия».

На борту «Авроры» в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция, посвященная крейсеру как участнику трех войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

1. Награды

· орден Октябрьской Революции (22 февраля 1968) - за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота.

· орден Красного Знамени (1927)

Российский государственный архив военно-морского флота (rgavmf.ru) Фонд р-201. "Аврора", краснознаменный крейсер КБФ. Опись 1.


Libmonster ID: RU-12411


Утром 27 февраля 1917 г. матросы крейсера "Аврора", стоявшего у причала Франко- Русского завода на Неве, были назначены на ремонтные работы. Вот уже больше недели рабочие завода бастовали, и матросам приходилось одним ремонтировать корабль, который должен был по расчетам командования к началу летней кампании вступить в строй действующего флота. Казалось, что служба и в этот день будет идти по установленному распорядку. Однако обычный ход жизни корабля был нарушен. В середине дня на крейсер привели трех "агитаторов" (двух солдат и рабочего), арестованных караулом Кексгольмского полка 1 . По распоряжению командира корабля капитана 1-го ранга М. И. Никольского арестованные были посажены в судовой карцер и содержались там втайне от команды. Но вскоре матросы узнали об этом, и многие из них стали выражать недовольство, заявляя, что крейсер - не тюрьма и что надо силой освободить арестованных 2 . Командир корабля вынужден был вызвать караул и передать ему арестованных. Однако когда солдаты стали уводить арестованных с крейсера, доносил Никольский начальнику 2-й бригады крейсеров, часть команды "бросилась от бака к шканцам, крича "ура" и ругая караул. Команды и приказания мои остановиться и отойти от борта и замолчать не были исполнены, и люди продолжали бежать на шканцы. По ним было сделано несколько выстрелов", и группа около 300 человек разбежалась. Один матрос был ранен в грудь, другой упал на лед. Далее Никольский отмечал, что настроение команды "нервное" и он "ручаться ни за что не может" 3 .

На другой день толпа рабочих Франко-Русского завода, сняв матросов с охраны заводской электростанции, двинулась к кораблю. Впереди шли с красным знаменем женщины. Рабочие потребовали от командира корабля разрешения отпустить матросов на берег, но получили отказ. Тогда они, приветствуемые матросами, силой ворвались на крейсер. Весть о победе Февральской революции в столице вызвала у авроровцев небывалый подъем. Захватив оружие и арестовав офицеров, они стали хозяевами корабля. Ненавидимый ими командир корабля М. И. Никольский был убит, а старший офицер П. П. Огранавич - ранен 4 . Команда крейсера перешла на сторону восставшего народа. Вместе с рабочими и солдатами Петрограда она вела борьбу на улицах города с жандармами, громила полицейские участки, освобождала политических заключенных из тюрьмы "Литовский замок".

1 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 7924, л. 1.

2 "Правда", 6.IV.1917.

3 См. "Советские архивы", 1967, N 1, стр. 40.

4 "Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции". М. -Л. 1957, стр. 19.

Так началось участие легендарной "Авроры" в исторических событиях 1917 года. В то время экипаж корабля состоял из 550 матросов и младших командиров, 14 офицеров, судового врача и священника 5 . 1 марта, в день издания Петроградским Советом известного приказа N 1, на общем собрании команды прямым, равным и тайным голосованием был избран "для внутреннего самоуправления" судовой комитет в составе унтер-офицера Федянина (председатель), унтер-офицера Д. Бахмурцева, фельдфебеля А. Голубева, машиниста С. Бабина, комендора М. Кезля. Затем в комитет были дополнительно введены минно-артиллерийский содержатель Е. Максимов, кочегар А. Кулаков, гальванер Ф. Родимцев 6 . Формально крейсером руководил его командир, но по существу вся власть на корабле находилась в руках судового комитета 7 . Своими постановлениями комитет призвал матросов к революционному порядку и дисциплине, ввел новую организацию судовой службы, создал боевой взвод "на случай требования", разрешил увольнение на берег личному составу, взял под контроль оружие. Судовой комитет "Авроры" был первым комитетом, созданным в военно-морском флоте России. Вслед за ним, в начале марта, возникли комитеты на других кораблях и в частях, положившие начало широкой демократизации флота. В первом составе комитета крейсера было всего лишь два человека, которые сочувствовали большевикам и позднее вступили в ряды этой партии, - С. Бабин и Д. Бахмурцев. Остальные же придерживались меньшевистско-эсеровских взглядов. Из числа избранных в Петроградский Совет четырех депутатов от "Авроры" трое были эсерами, один - беспартийный. Состав членов комитета и депутатов, посланных в Совет, так же как и стихийные действия команды в дни восстания свидетельствовали о том, что влияние большевиков на корабле было еще слабым.

Победа Февральской революции способствовала росту политической активности матросов крейсера. Почти каждый день, обычно на церковной палубе, они проводили митинги и собрания. Наряду со служебными делами довольно часто обсуждались особенности "текущего момента". Более всего волновали матросов вопросы войны и мира, земельный вопрос, отношение к Временному правительству и Петроградскому Совету, демократизация армии и флота. Принимаемые командой резолюции вначале носили оборонческий характер. Показательна в этом отношении резолюция, одобренная общим собранием команды 2 марта. В ней выражалась "защита и поддержка" Временного правительства и Петроградского Совета "в деле организации победы над врагом и водворения порядка в стране"; уверенность, что эти органы власти в скором времени созовут Учредительное собрание, а последнее "установит ту форму правления, которая будет соответствовать воле народа" 8 . Матросы "Авроры", как и многие другие, в силу недостаточной зрелости и организованности тогда еще слабо разбирались в политике. Они наивно верили в правдивость пропаганды меньшевиков и эсеров, что война ведется по необходимости, в интересах страны и защиты революции, что земельный вопрос будет решен Учредительным собранием, а Временное правительство при соответствующем "давлении слева" может изменить свою политику.

Наибольшим влиянием на корабле в те дни пользовались эсеры, которые уже в марте создали свою организацию 9 . Они имели большинство в судовом комитете, задавали тон на митингах и собраниях, находя себе опору среди части матросов - выходцев из крестьян, а также кондукторов, сверхсрочников и офицеров. Развернули свою работу на крейсере и большевики, особенно партийный комитет 2-го городского района, в составе которого находилась "Аврора". С докладами на корабле выступали М. И. Калинин, Б. П. Позерн, В. Володарский и другие известные партийные работники 10 . Они помогали матросам разобраться в сложной политической обстановке, разоблачали предательство соглашательских партий, рассказывали об отношении большевиков к событиям. С созданной в конце марта Военной организацией при ЦК РСДРП (б) 11 матросы крейсера установили связь.

Выдающуюся роль в революционизировании матросов сыграли "Правда", "Солдатская правда" и другие большевистские газеты. 1 апреля "Правда" опубликовала резолюцию моряков корабля, разоблачавшую клевету буржуазной прессы в отношении пролетариата. "Команда "Авроры", - говорилось в ней, - вполне доверяет рабочему классу в деле борьбы за народовластие, будучи уверена, что рабочие в столь тяжелое для страны время окажутся на высоте гражданского долга в борьбе за свободу и землю. Рабочий класс всегда может рассчитывать на поддержку революционного флота в борьбе с врагами внутри и извне". Положительный отклик у команды корабля вызвали Апрельские тезисы В. И. Ленина и решения VII Всероссийской (Апрельской) конференции РСДРП (б). Росту политической сознательности команды способствовало также участие ее представителей в работе Совета депутатов Коломенского района

5 ЦГАВМФ, ф. 989, оп. 4, д. 212, лл. 111 - 127, 162.

6 Там же, ф. р - 187, оп. 1, д. 330, л. 1; ф. р - 201, оп. 1, д. 3, лл. 6 - 7.

7 Приказом Главного морского штаба от 28 февраля командиром крейсера был назначен лейтенант Н. К. Никонов.

8 ЦГАВМФ, ф. р - 187, оп. 1, д. 330, л. 5.

9 Там же, ф. р - 402, оп. 2, д. 130, л. 24.

10 И. М. Кулешов, Б. В. Бурковский. Крейсер "Аврора". Л. 1962, стр. 32.

Петрограда. Уже в первой половине мая этот Совет, в котором депутатами от "Авроры" в апреле - июле были избраны Е. Г. Колеев и В. Н. Масловский 12 , полностью поддерживал политику большевистской партии. Исключительное значение для политического воспитания матросов имели демонстрации и митинги, проводившиеся на улицах Петрограда и на Франко-Русском заводе. В них участвовали и многие авроровцы. Незабываемые впечатления оставили выступления В. И. Ленина, которого морякам привелось услышать два раза: 8 мая в Морском корпусе на общегородском собрании Петроградской организации РСДРП (б), где вождь партии рассказал об итогах Апрельской конференции, и 12 мая на митинге рабочих Франко-Русского, Адмиралтейского и других заводов.

Широкая агитация и пропаганда большевиков благотворно воздействовала на матросов. Многие из них переходили на сторону большевиков. В конце марта - начале апреля комитет РСДРП (б) 2-го городского района столицы принял в ряды партии матросов П. И. Куркова, А. Н. Златогорского, А. В. Белышева, Н. И. Лукичева, Т. И. Липатова и других. На корабле организовалась партийная ячейка, которая в июне насчитывала 42 члена РСДРП (б) 13 . Авторитет большевиков возрастал с каждым днем. На митингах и собраниях крейсера их выступления встречались с явным сочувствием, некоторые большевики были избраны в представительные органы. Так, в июне депутатами в Петроградский Совет были посланы руководители партийной организации унтер- офицеры П. И. Курков и А. Н. Златогорский, членом Центробалта первого созыва стал машинист А. В. Белышев, ряд большевиков вошел в судовой комитет нового состава. Большевики корабля активно откликались на общеполитические вопросы. Они решительно выступили в защиту В. И. Ленина и его соратников, когда буржуазная печать подняла против них кампанию. "Большевики команды крейсера "Аврора", - говорилось в постановлении партийной ячейки от 6 июня, - обсудили вопрос относительно товарища Ленина и его друзей и, признав стойкого и твердого борца за свободу с капитализмом, решили поддерживать его во всякую опасную минуту и будут всегда наготове дать отпор тем буржуям, которые ведут травлю против товарища Ленина" 14 . Страстную статью в защиту большевиков опубликовал 17 июня матрос-большевик Ф. М. Силаев в кронштадтской газете "Голос правды". Многие авроровцы участвовали в массовой демонстрации трудящихся Петрограда 18 июня под лозунгами большевистской партии.

Революционизация экипажа "Авроры" не шла гладко, были и моменты срыва, отражавшие как не изжитые еще оборонческие настроения, так и некоторое изменение обстановки в стране после июльских событий. Об этом свидетельствует, например, массовое пожертвование матросами и офицерами корабля георгиевских золотых крестов, медалей, золотых часов и денежных средств на постройку символического миноносца "Свобода" 15 . (Эта кампания проводилась по инициативе командира линейного корабля "Андрей Первозванный" капитана 2-го ранга И. И. Лодыженского, преследуя ту же цель, что и пресловутый "заем свободы".)

Матросы крейсера активно участвовали в демонстрации 4 июля. Вместе с кронштадтскими моряками и рабочими столицы они направились на Петроградскую сторону; здесь у дворца Кшесинской, где помещался ЦК РСДРП (б), демонстрантов приветствовали с балкона В. И. Ленин, Я. М. Свердлов и А. В. Луначарский. "От дворца Кшесинской, - вспоминал авроровец П. И. Курков, - через Троицкий мост и Марсово поле вышли на Садовую. Но едва поравнялись с углом Невского, как раздались выстрелы, создалась паника, моряки полегли на мостовую, другие прижались к стене... До Таврического дошли не все - там все улицы были забиты солдатами и рабочими" 16 . Матросы вернулись на корабль лишь утром следующего дня. После расстрела мирной демонстрации Временное правительство перешло к репрессиям. Явилась следственная комиссия и на "Аврору". Хотя в демонстрации участвовало большинство команды, к судебной ответственности был привлечен только актив корабля. В тюрьму "Кресты" отправили 7 матросов, из них 5 большевиков 17 .

11 июля в условиях репрессий и нажима со стороны командования флота экипажем крейсера была принята резолюция, оправдывавшая действия Временного правительства и соглашательского Исполкома Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов в период июльских событий 18 . Не было единодушия среди матросов и при проведении следствия на корабле над руководителями демонстрации. В состав 3-го созыва Центробалта был избран Федянин, который по многим вопросам, обсуждавшимся в комитете, поддерживал оборонцев. Это свидетельствовало о том, что значительная

12 "Районные Советы Петрограда в 1917 г.". Т. I. М. -Л. - 1964, стр. 319 - 321, 329.

13 И. М. Кулешов, Б. В. Бурковский. Указ. соч., стр. 33.

14 "Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции", стр. 84 - 85.

15 "Протоколы и постановления Центрального Комитета Балтийского флота". М. - Л. 1963, стр. 72.

16 "Морской сборник", 1927, N 10, стр. 21.

17 М. Пронин. Легендарный крейсер. Л. 1960, стр. 131.

18 См. П. Е. Дыбенко, Из недр царского флота к Великому Октябрю. М. 1928, стр. 110.

часть команды в июле еще колебалась в выборе своей политической позиции. На нее, по словам некоторых авроровцев, оказывал большое влияние "берег" 19 , то есть обстановка и ход событий в Петрограде. Однако бурное нарастание революционных событий, резкие протесты Центробалта и судового комитета крейсера принудили судебные власти прекратить следствие и выдать арестованных на поруки команде.

Как только на крейсере были получены сведения о движении корниловцев на Петроград, авроровцы направили своих представителей в Кронштадт, которые присутствовали 27 августа на заседании местного Совета, призывавшего к повышению бдительности и боевой готовности 20 . Корабль поддерживал постоянную связь с завкомом Франко- Русского завода и Центральным комитетом Всероссийского военного флота. В те тревожные дни матросы несли охрану Зимнего дворца. После подавления корниловского мятежа команда крейсера, убедившись в контрреволюционном характере политики Временного правительства и предательстве соглашательских партий, окончательно перешла на сторону большевиков. В начале сентября на корабле состоялись перевыборы судового комитета. Его председателем был избран А. В. Белышев, секретарем - сигнальщик С. П. Захаров, членами - П. И. Курков, Т. И. Липатов, Н. И. Лукичев и другие. В составе комитета в основном оказались большевики 21 .

В середине сентября общее собрание морских команд Петрограда приняло большевистскую резолюцию с требованием передачи власти в руки Советов. За резолюцию голосовали и представители "Авроры" 22 . 27 сентября общее собрание команды решительно высказалось за партию большевиков, против Временного правительства, за созыв II съезда Советов 23 . Эти решения свидетельствуют о все более возраставшей политической зрелости команды крейсера. К ним готовился весь экипаж корабля. Авроровцы проявили высокую активность при голосовании в Учредительное собрание. За кандидатов большевистской партии по Балтийскому избирательному округу - В. И. Ленина и председателя Центробалта П. Е. Дыбенко - проголосовал 371 человек, что составляло абсолютное большинство 24 .