Конспект что такое дисциплина. Что такое дисциплина? Средства поддержания дисциплины

Урок № 9 обществознание 7 класс

Дата проведения________

Тема урока: Для чего нужна дисциплина

Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

- цели деятельности учителя : дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

- цели деятельности учащихся :

Предметные: Научатся: определять понятий «дисциплина, воля, самовоспитание», составляющие дисциплины. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника;

анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные:

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные: Определяют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и

разнообразии народов, культуры и религий.

Формы и методы обучения : активные методы обучения

Основные термины и понятия : дисциплина, самовоспитание, воля, самодисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, воинская дисциплина, внешняя дисциплина, внутренняя дисциплина, самоконтроль, сознательная дисциплина.

Планируемые образовательные результаты : научатся осознавать социальное и личностное значение дисциплины.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, документы, Конституция РФ.

План урока :

I . Орг. момент.

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III . Актуализация знаний.

IV . Изучение нового материала.

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

V .

VI . Первичное закрепление.

VII . Домашнее задание.

VIII . Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации на уроке

УУД

Орг. момент.

Приветствует уч-ся.

Ребята приветствуют учителя

Приветствие

проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организуется беседа по вопросам из раздела «Вспомним»

    Что такое общение?

    Виды общения

    Какие существуют правила жизни людей в обществе?

    Почему важно соблюдать эти правила?

    Что такое нормы и санкции?

Учитель предлагает посмотреть видеосюжет «Утки переходят дорогу по зебре». Попробуйте сделать вывод, назовите тему урока. Что мы должны сегодня узнать. (1, сл)

Почему эта тема для нас важна?

Какие бы вопросы вы хотели изучить на уроке?

Отвечают на вопросы.

На рабочем листе отмечают, что знаете, и т.д. по вопросам.

(сл. 2)

Беседа

Просмотр видеосюжета. Отвечают на вопрос: «О чем сегодня пойдет речь на уроке?»

Предметные:

Метапредметные:

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Физкульт-минутка

Первичное закрепление.

Перед вами Конституция РФ. Прочитайте ст.43. О чём она?

1. Дисциплина общеобязательная и специальная. (Сл3) Уч-ся предлагается найти определение, что такое дисциплина .

Виды дисциплины работают с рабочим листом . Читают определения и определяют вид.

Что значит школьная дисциплина?

Задание № 3 распределить нормы по группам : правовые, моральные, нормы учреждения: «переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»

1)О чем нам говорит ст.59 Конституции РФ?

2)Почему воинская дисциплина наиболее строгая?

Почему в каждой отрасли существует своя дисциплина? В чём важность учебной дисциплины?

Почему важно соблюдать разные виды дисциплин? Работа с учебником. Путешествие в прошлое . Что всегда следует за нарушением дисциплины.

Работа с иллюстрациями в учебнике . Стр. 42- 44

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Читаем и строим схему самостоятельно. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы.

Делают физкультминутку

Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

3. Дисциплина, воля и самовоспитание .

Чтение вслух.

Приведите примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли.

Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Есть ли у Вас определённые личные достижения на пути самовоспитания .

Работа с текстом Жил на свете человек. О Макаренко.

Ситуация. Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Читаем вывод стр. 46

Читают Конституцию РФ. Отвечают на вопрос

Находят и вслух читают. Записывают. Восполняют пробелы в определении на рабочем листе. №1

2

3, работают в рабочих листках

Отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Рабочий лист № 4 , заполняем схему.

Делают физкульт-минутку

Чтение вслух.

Беседа.

Чтение. Работа по вопросам.

Обсуждение.

Работа с Конституцией РФ

Работа с учебником

Проверяем (сл. 4)

Самостоятельная работа

Проверяем (сл. 5)

Работа с Конституцией РФ

беседа

Работа с учебником

Кодирование информации

Проверяем (сл. 6)

Беседа. Поясняют.

Делают физкульт-минутку

Работа с учебником

Беседа.

Работа с учебником

Учиться аргументировать.

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность,

умение выполнять познавательные и практические задания.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Домашнее задание.

Запись в дневники

Рефлексия.

Заполняем таблицу, что я узнал на уроке. Рубрика «Ответь за минуту» Игра «Мудрый совет» У вас на парте листочки, напишите однокласснику совет.

Работают на рабочем листе.

Игра с использованием знаний полученных на уроке

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Урок «Что такое дисциплина» (§ 9)

04.11.2013 15207 0

Данная тема помогает семиклассникам осознать социальное и личностное значение дисциплины. Она находится в ряду тех тем, которые обладают значительным воспитательным потенциалом. Работу учителя целесообразно направить как на теоретическое объяснение понятия «дисциплина», так и на то, чтобы показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитания.

Особенность изучения темы состоит в том, что слово «дисциплина» знакомо ребятам на обыденном уровне и не всегда несёт положительную эмоциональную окраску. В этой связи первичные ожидания от темы также не всегда эмоционально положительные. Данное обстоятельство требует учёта при подготовке учителя к урокам.

План изучения нового материала

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Введением в тему может послужить обсуждение вопросов рубрики «Вспомни».

Далее можно перейти к объяснению нового термина «дисциплина». Рекомендуем учителю сначала пояснить значение этого термина (дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам), а затем попросить учащихся найти, что такое дисциплина, в тексте параграфа. Возможно, один из учащихся прочитает это определение вслух.

Далее, отрабатывая данное в учебнике определение, уместно вспомнить, что подразумевается под нормами права, нормами морали и требованиями какой-либо организации. Имеет смысл повторить, что такое право и правовые нормы, и попросить учащихся привести отдельные примеры этих норм. Затем рекомендуем познакомить учащихся со значением слова «мораль» (дано в словаре в конце учебника) и попросить привести примеры моральных норм. Примером требований организации могут выступить, например, положения устава школы. Имеет смысл заранее записать на доске ряд норм (например, «переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»). Работая с примерами, можно рассмотреть каждую из записанных на доске норм и с помощью учащихся сгруппировать их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором - моральные, в третьем

Требования той или иной организации. Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

Материал о государственной и специальной дисциплине может быть изложен в рамках учебника. Текущему закреплению послужат вопросы: почему воинскую, трудовую и школьную дисциплину считают специальной дисциплиной? Какую дисциплину называют общеобязательной? Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется? Почему воинская дисциплина отличается наибольшей строгостью? Кого называют нарушителями трудовой дисциплины? Почему важна учебная дисциплина?

В случае затруднения при формулировке ответов рекомендуем отсылать учащихся к соответствующим абзацам в учебнике.

Г оворя о специальной дисциплине, полезно упомянуть, что ребята могут в дальнейшем услышать и прочитать о различных её вариантах. Но если понимать основной смысл дисциплины, то можно догадаться и о значении той или иной специальной дисциплины. Например:

Что может означать платёжная дисциплина?

Ответ: порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Если своевременно не вносить плату за коммунальные услуги, то не на что будет закупать топливо для ТЭЦ и платить зарплату её работникам. Значит, от этого вида дисциплины зависит порядок.

Что означает исполнительская дисциплина?

Ответ: это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Здесь можно попросить ребят привести примеры соблюдения и несоблюдения этого вида дисциплины и обсудить, в чём заключается необходимость исполнительской дисциплины.

Очень важный в содержательном отношении фрагмент урока - разговор о последствиях несоблюдения дисциплины. В учебнике этот материал содержится в рубрике «Путешествие в прошлое». Материал рубрики должен обязательно прозвучать на уроке. В данном случае рекомендуем эмоциональный, со взвешенными смысловыми акцентами рассказ учителя, а не заранее подготовленный рассказ одного из учащихся или знакомство с текстом рубрики по учебнику. Предложенный в тексте параграфа материал о непоправимых последствиях нарушения дисциплины должен найти не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик у ребят. В связи с этим особо важно профессиональное мастерство учителя в изложении материала.

Освещение пункта плана о внешней и внутренней дисциплине может быть начато с обсуждения следующих вопросов: что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

В хорошо подготовленном классе учащиеся могут самостоятельно сформулировать выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. В менее подготовленных классах эти выводы поможет сделать учитель.

После такого введения уместно поработать с определениями внешней и внутренней дисциплины, имеющимися в учебнике. Содержание материала по этому вопросу может быть изложено учителем или изучено учащимися самостоятельно по тексту параграфа. В случае самостоятельного чтения важно задать вопросы, проверяющие усвоение материала, и дать задания, закрепляющие его: почему И. Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением? В чём принципиальное различие внешней и внутренней дисциплины? Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? Назовите правила, которые вы установили сами для себя. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы. Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

Переходом к пункту плана «Дисциплина, воля и самовоспитание» может стать коллективное размышление о том, в чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи

дисциплины, воли и самовоспитания. Учитель может выяснить, есть ли у ребят определённые личные достижения на пути самовоспитания.

Полезно сделать акцент на трудностях самовоспитания, на том, что получается задуманное не сразу и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели. Можно попросить ребят привести примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли. В случае затруднения учитель может привести примеры сам. Очень важное эмоциональное значение могут иметь примеры из жизни хорошо знакомых ребятам людей, возможно, кого-то, с кем они знакомы и встречаются почти каждый день.

Материал рубрики «Жил на свете человек» может быть дополнен рассказом учителя об А. С. Макаренко и небольшими выступлениями учащихся, подготовленными по отдельным страницам «Педагогической поэмы». Учитель может заранее подобрать соответствующие теме фрагменты и попросить желающих накануне урока познакомиться с ними и пересказать в классе. После выступлений учащихся необходимо небольшое обсуждение, подводящее к выводу о том, что именно дисциплина всего коллектива формировала культуру, характер, привычки воспитанников Макаренко, их внутреннюю дисциплину.

Одним из элементов этой части урока может стать следующее задание-задача.

Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Мнения ребят могут быть разными. Задача учителя - дать возможность сформулировать, выразить их и обосновать. В завершение обсуждения учителю целесообразно акцентировать внимание на тех мнениях, в которых отразилась необходимость доверия к человеку, - доверия, которое поднимает его над самим собой, делает лучше.

С целью актуализации результатов опыта А. С. Макаренко можно предложить учащимся подумать над тем, какие правила их класса (коллектива) помогают учащимся формировать положительные привычки, образцы поведения.

Предметом обсуждения на втором уроке могут стать вопросы рубрик «Проверь себя» и «В классе и дома». Важно так организовать беседу по этим вопросам, чтобы ответы на них давались школьниками не ради оценки, а по внутреннему побуждению. Чтобы этого добиться, можно, к примеру, задавая отдельные вопросы, несколько детализировать их. В частности, к вопросу 3 рубрики «Проверь себя» можно дать уточнение: попросить определить, каковы последствия нарушения дисциплины а) для общества и б) для самого человека. Вопрос 6 рубрики «В классе и дома» о несоблюдении дисциплины можно дать с подпунктами: «дома», «в школе», «в подъезде», «во дворе», «на проезжей части» и т. п.

Важно обратить внимание учащихся на рубрику «Учимся быть дисциплинированными» и особенно на вопросы, поставленные в 4-м пункте рубрики.

Целесообразно стимулировать ответы учащихся специальными вопросами, направленными на связь изучаемого материала с реальными событиями, происходящими в обществе. Можно, например, попросить учащихся (по желанию), опираясь на сообщения средств массовой информации, рассказать об автомобильных авариях или о других происшествиях, которые были вызваны теми или иными нарушениями дисциплины, и

определить, основываясь на полученных сведениях о дисциплине, что привело к авариям, какая дисциплина «хромала» в каждом конкретном случае. В дополнение к ответам учащихся учитель может сообщить некоторые сведения, в частности отметить, что причиной многих аварий всё чаще становится употребление наркотиков. В Великобритании, например, наркотики опередили традиционного виновника - алкоголь.

Рубрика «Поэтическое слово» знакомит учащихся со стихотворением В. В. Маяковского о Власе Прогулкине. Чтобы добиться более сильного эмоционального воздействия поэтического произведения на учащихся, стихотворение можно инсценировать. После инсценировки важно обсудить ряд вопросов: укажите, какие качества Власа Прогулкина достойны уважения, а какие - нет. Как вы думаете, может ли Влас изменить своё поведение? Что ему для этого надо сделать? Легко ли будет Власу добиваться цели?

В хорошо подготовленном классе полезно организовать обсуждение проблемного вопроса: может ли чрезмерно жёсткая дисциплина оказаться вредной для общества? В итоге учитель делает вывод: если дисциплина будет подавлять инициативу и творчество людей, она может оказаться вредной. Для развития общества необходимо сочетание, с одной стороны, следования нормам, обеспечивающим общественный порядок, с другой - разумной творческой мысли и инициативных действий.

При наличии времени возможна работа с дополнительным источником, фрагментом из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью - вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, - и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку - через боль, через „не хочу", через смех сверстников, - а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй - болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму - сочувствовать» 1 .

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил дисциплину, а кто - нет? О какой дисциплине можно вести речь применительно к поведению мальчиков - о внешней или внутренней? Поясните свой ответ. Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему?

1 Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. - М., 1998. - С. 323-324.

С целью развития умений творческой деятельности можно организовать работу малыми группами. Предлагаем два варианта организации работы учащихся по группам.

Можно предложить группам придумать и разыграть «зеркальные» сценки, в которых должно быть отражено а) чёткое соблюдение дисциплины в определённой жизненной ситуации и б) поведение в этой же ситуации при полном отсутствии дисциплины. Ситуации могут быть по просьбе учителя определены самими учащимися. В менее подготовленном к творческой деятельности классе они могут быть даны группам (на выбор или по жребию): «утро перед школой»; «во время контрольной»; «школьная переменка»; «опять двойка»; «когда родителей нет дома» и др.

Другим вариантом работы по группам может стать следующее задание: узнать у учителя биологии, школьного врача, учителя физкультуры, классного руководителя, в библиотеке по специальной литературе следующее:

1) сколько часов в день семиклассникам рекомендовано: а) смотреть телевизор, б) делать уроки, в) проводить на свежем воздухе, г) спать;

2) какое время лучше всего посвящать занятиям, как содержать в порядке своё рабочее место и т. д.

При сообщениях о результатах своих ответов важно называть источник информации: кто рекомендует, где написано.

Возможно театрализованное завершение групповой работы. Для этого все выводы-рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха по ходу выступления групп должны записываться на большом листе бумаги. Группы могут заранее оформить свои рекомендации, и во время выступления наклеивают их на большой общий лист. После выступления всех групп учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на получившийся круг рекомендаций и обращает внимание учеников на то, что ответственны за их выполнение они сами, а точнее, совесть каждого ученика. Ведь совесть - это тот внутренний контролёр, который помогает становлению внутренней дисциплины.

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Что такое дисциплина"

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф. .– Просвещение, 2009; Рабочая тетрадь Котова О А., Лискова Т.Е. . Рабочие листы на каждого.

На доске: Дата, Тема урока, Схема

План урока:
Изучения нового материала:
1. Дисциплина общеобязательная и специальная

2.Внешняя и внутренняя дисциплина.
3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

4.Психологический тест.

Ход урока

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”.

1.Дисциплина общеобязательная и специальная.

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.(записать в тетради)

Задание 1. Составление по тексту параграфа схемы « Виды дисциплины»

Задание 2 . Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора,

2. Помогать старшим,

3. Заботиться о младших,

4. Принимать участие в выборах президента страны,

5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь,

7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

Работа с учащимися:

Учитель: Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Ответьте на вопросы:

    Какую дисциплину называют общеобязательной?

    Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?

    Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

    Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?

    Почему важна учебная дисциплина?

Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.

2 . Внешняя и внутренняя дисциплина.

    Что побуждает людей быть дисциплинированными?

    Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Ответы:

    Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

    Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

    Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Затем работа по вопросам:

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Физкультминутка.

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).

Средства поддержания дисциплины

внутренней

Контроль со стороны других людей. Совесть.

Желание выиграть приз. Боязнь получить выговор.

Чувство вины. Увольнение с работы.

Требование к самому себе. Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Выполним.Задание 4.Тест Насколько я дисциплинирован?

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Задание 5. Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

Домашнее задание.

§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

Насколько я дисциплинирован?

1. Вы с подругой договорились встретиться и пойти в кино, но она опоздала, и в зал вы входите уже в темноте. Как ты отреагируешь на ее опоздание?

А) Постараюсь больше не иметь с ней дела. Если она позволяет себе опоздания, то мне с ней больше говорить не о чем.

Б) Отреагирую по возможности спокойно: кто из нас не опаздывает!

В) Все в порядке, это нормально. Странно, что я сама пришла на встречу раньше нее.

2. Как распределяется твое время в соответствии с теми делами, что у тебя есть?

А) У меня обычно не очень много дел, и, как правило, мне удается сделать большую их часть.

Б) Дел обычно невпроворот, но я стараюсь справиться со всем.

В) У меня всегда много дел, и поскольку большинство из них очень важные и срочные, я хватаюсь за них, а на остальное времени не хватает.

3. Вчера ты запланировала посмотреть по телевизору интересный фильм. Но сегодня, перед самым его началом, ты вспоминаешь, что забыла сделать очень важное дело. Что ты предпримешь?

А) Плюну на фильм и выполню это важное дело.

Б) Сделаю сколько успею, а закончу после фильма.

В) Посмотрю кино, а дело сделаю завтра.

4. Как ты относишься к пунктуальным людям?

А) Без сомнения, это самые достойные уважения люди. Я сама такая же.

Б) Они молодцы. Жалко, что мне не всегда удается следовать их примеру.

В) Отношусь плохо. Выходить из дома на полчаса раньше, чем это действительно необходимо - по-моему, это глупо.

5. Как ты стараешься организовать свои дела?

А) У меня есть записная книжка, в которую я записываю все свои дела.

Б) Стараюсь как-то фиксировать наиболее важные события ближайших дней, как правило, на бумажках.

В) Не трачу время на всякую ерунду: если я должна кому-то что-то сделать, мне это напомнят.

6. Как ты считаешь, рационально ли ты расходуешь свое время?

А) Стараюсь: если замечаю, что в каких-то ситуациях просто бессмысленно теряю время, и стараюсь в дальнейшем их избегать.

Б) Не очень. Трачу время попусту, и не всегда могу что-то с этим поделать.

В) Никогда над этим не задумывалась. Просто делаю то, что делаю.

7. Как ты обычно оправдываешь свои опоздания?

А) Всегда честно объясняю, почему так случилось.

Б) Даю объяснение в зависимости от ситуации, но стараюсь при этом обходиться безо лжи.

В) Никак не объясняю. Достаточно того, что я извинилась.

8. Как ты поступаешь с делами, если сил ни на что больше нет, а делать все-таки что-то надо?

А) Собираю волю в кулак и делаю все, что нужно.

Б) Делаю, сколько могу, и продолжаю на следующий день.

В) Ложусь спать: все равно сегодня ничего сделать не смогу.

9. Когда ты обычно делаешь уроки?

А) Сразу после того, как приду из школы и поем.

Б) С пяти до восьми - мне в это время лучше всего работается.

В) Когда выдается свободное время.

10. Какое высказывание из нижеследующих наиболее близко тебе по духу?

А) Делу время, потехе час.

Б) Со временем я на «ты».

В) Утро вечера мудренее.

11. Представь себе такую ситуацию: школе тебе дают ответственное поручение (например, подготовить важный доклад), и у тебя есть возможность выбрать, как ты его выполнишь. Какой вариант из предложенных ты предпочтешь?

А) Выполнить это задание за короткое время.

Б) Выполнить задание в строго оговоренные сроки, но не очень скоро.

В) Сроки выполнения не оговариваются, но за твою работу все время контролирует учительница.

12. Допустим, ты подготовила этот доклад, но уже на уроке выясняется, что докладов будет несколько и не все могут успеть прочитать свой. Учитывая это, как ты выстроишь свое выступление?

А) Постараешься сократить свой доклад: закончишь быстрее, чем запланировала, но при этом безбожно его скомкаешь.

Б) Постараешься убрать из доклада несущественные моменты, чтобы уложиться в нужный срок.

А теперь подсчитаем очки. За каждый выбранный тобой пункт «А» прибавь себе 5 баллов, за «Б» - добавь 3 балла, а если где-то предпочла «В» - оставь сумму без изменений. Что получилось?

0-20 баллов: К сожалению, назвать тебя пунктуальным человеком нельзя при всем желании. Как бы ты не старалась, тебе почти никогда не удается попасть в нужное место вовремя. И даже если ты каждый раз обещаешь себе, что сегодня уж точно никуда не опоздаешь, толку от этого совсем немного.

И если этот твой недостаток пока не причиняет тебе больших проблем (что вряд ли), то в будущем он почти наверняка грозит стать твоим бичом. Поэтому лучше прямо сейчас начать прикладывать все усилия к тому, чтобы выработать в себе внутреннее чувство дисциплины и научиться самоконтролю, пока это не вызвало непоправимых последствий и не начало по-настоящему отравлять твою жизнь.

21 - 44 балла: Нужно отдать тебе должное: если ты задумаешь попасть куда-то вовремя, тебе это наверняка удастся. И пусть у тебя не всегда получается быть пунктуальной, у тебя есть все шансы стать таким человеком. Прими к сведению те советы, которые предложены предыдущей группе, и все получится!

45-54 балла: Молодец! Не убавить и не прибавить. Причем в прямом смысле этого слова. Тебе идеально удается соблюдать баланс времени. Это уникальный дар, и если он у тебя от природы - береги и развивай его. Если же ты сама смогла воспитать в себе это качество, то ты просто сокровище для окружающих тебя людей. Как бы громко это ни звучало, помни: кто владеет своим временем, только тот по-настоящему владеет своей жизнью… Так что владей на здоровье!

55-60 баллов: Наверное, на свете не так и много людей, настолько же пунктуальных, как и ты. Но не кажется ли тебе, что такая распланированная жизнь немного напоминает функционирование робота? Может быть, тебе стоит подумать о том, чтобы немного ослабить свою жесткую дисциплину?

В конце концов, если вдуматься, ничего плохого не случится, если ты войдешь в класс не за пятнадцать минут до начала урока, а за пять, или завтра сядешь за уроки не в пять пятнадцать, а в восемь? В непредсказуемости, даже такой маленькой, есть свою прелесть, так почему бы не попробовать сделать то, что ты никогда прежде не делала?

Для чего нужна дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты . После изучения темы учащиеся должны:

Знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

Понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

Уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дисциплина - мать победы . А.В. Суворов, русский полководец

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Ф.Ф. Ушаков

« - Вы должны стараться дисциплинировать себя, потому что после определенного возраста никто не будет делать это за вас »

  1. Дисциплинированность - похвальное качество. Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века,

« … дисциплина - штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…»

Джон Стейнбек, американский прозаик

Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём идёт речь?

Константин Подвербный «Дисциплина»

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине) . Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

1. Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок права иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

4) Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1.Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).

Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина (Кристина)

Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание 1-й группе

При помощи слов составьте схему.

Дисциплина

Специальная

Общеобязательная

Военная

Школьная

Технологическая

Трудовая

Моральная

Задание 2-й группе

Особенности

специальных дисциплин

Последствия

нарушения дисциплины

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают

экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Задание 3-й группе

Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание 4-й группе

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины
  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Прочитайте фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью - вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, - и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку - через боль, через „не хочу", через смех сверстников, - а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй - болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму - сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто - нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Домашнее задание.


"Что такое дисциплина" 7 кл.

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты . После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

- понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

- уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Актуализация полученных знаний.Проверка д/з. Игра «Крестики-нолики». Если верно, то Х , если нет – О .

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности страны.

3. Внешние угрозы разделяются на глобальные, региональные и частные.

4. В России регулярная армия была создана Иваном Грозным в 16 веке.

5. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

6 . Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.

7. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.

8. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.

9. Для военнослужащих не существуют военная форма и знаки различия.

III . Изучение нового материала.

3.1. Мотивация. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая наглость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине) . Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

3.2. Приём “Корзина чувств”. Давайте нарисуем кластер, к слову «дисциплина» подберем ассоциации. Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение.

3.3. Объяснение нового термина «дисциплина».

А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам и морали, а также требованиям той или организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива установленному порядку. 2. к строгому порядку (книжн.).
-
Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам и морали, а также требованиям той или организации.

- Давайте вспомним, что такое нормы морали и нормы права?

Вашему вниманию предложен ряд норм. Сгруппируйте их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором - моральные, в третьем - требования той или иной организации. («переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу») . Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

3.4. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины.

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Нередко вы можете встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Что это? Правильно, это законы. Все госорганы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Специальная дисциплина – обязательная только для членов определенной организации.

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина . Именно от нее зависит боеспособность войск, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей.

Отношения совместной трудовой деятельности закрепляет трудовая дисциплина.

Вы сейчас учитесь в школе. Какую дисциплину вы должны соблюдать? Конечно, школьную.

Существует еще технологическая дисциплина. Нарушение именно этой дисциплины приводит к непоправимым последствиям. (Пример из рубрики путешествие в прошлое).

3.5 Физкультминутка.

Ребята, а сейчас встаньте, выйдите из-за парт и сделайте несколько движений.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

3.6. В нешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. Еще дисциплину подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Что значит «дисциплина внешняя» и «дисциплина внутренняя»? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике на стр. 100. (Работа с учебником)

3.7. Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью - вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, - и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку - через боль, через „не хочу", через смех сверстников, - а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй - болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму - сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто - нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

IV . Закрепление нового материала.

О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.” (Воинская).

Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется какая дисциплина? (Внешняя)
- Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о: (внутренней дисциплине)

Залогом успешного самовоспитания является… (воля).

V . Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

VI . Домашнее задание. п. 9, р.т. № 1, 2. Подобрать пословицы о дисциплине.

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание, 7 класс» М., «Просвещение», 2011г.

2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание, рабочая тетрадь, 7 класс», М., «Просвещение», 2014г.

3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание, поурочные разработки», М., «Просвещение». 2013г.

4. Н.И. Козлов «Истинная правда или Учебник для психолога по жизни», М., 1998.

6. ru.wikipedia.org›

7. prezentacii.com

8. nsportal.ru›