Проблемы образования. Уроки современной физики

…Вы спрашиваете, какие изменения внесла физика в представления современного человека? Чему научили не только те открытия, свидетелями которых мы были сами, но и те, что произошли давно, но лишь в наши дни получили правильную оценку? Я думаю, что здесь можно ответить вопросом на вопрос: ну, а что дает человеку современное искусство? Что оно - средство времяпрепровождения или что-то большее, способное заметно влиять на человеческое поведение? Если задуматься над этими вопросами, то, быть может, тогда яснее станет, что значит наука для человечества…

Говоря очень общими словами, наука дает человеку ощущение собственного могущества, веру в собственные возможности не только познать окружающий мир, но и поставить на службу силы неизвестные дотоле или даже враждебные. Но чтобы открыть новое, надо задавать природе правильно поставленные вопросы - вопросы, на которые существует ответ. А для этого нужно овладеть искусством задавать вопросы.

Например, со времен Ньютона философы и физики спорили, что такое свет - частицы или волны? А в XX веке спор перекинулся и на электрон. В 1924 году де Бройль зародил сомнение: может быть, и электрон - в каком-то смысле волна? В то время всякому, так сказать, здравомыслящему человеку должно было быть очевидно, что на этот вопрос обязан существовать ответ, причем одно исключало другое: или частица, или волна. Конечно, было очень непросто понять, что в такой постановке вопрос правомерен, как вообще весьма трудно отрешиться от привычных, повседневных понятий.

На рубеже веков многие люди думали, что физика практически закончена и человек познал все, что можно познать. Наука же похожа на странствия Данте по сферам рая: за каждой сферой познания открывается новая; и признаки завершения науки всегда служили предвестниками новых ее взлетов. Так было и с приходом XX столетия: произошел перелом, наступила эра нового знания. Были созданы теория относительности, механика, позднее развилась наука о свете, увенчавшаяся квантовой электродинамикой, изучение атомного ядра легло в основу атомной энергетики, изучение гидродинамики, аэродинамики послужило фундаментом в освоении космоса…

Вероятно, это первый урок, который дала физика, да и вообще наука, - наше знание не статично, оно развивается и конца мы никогда не увидим; всякая развивающаяся картина позволяет упростить то, что мы знаем, и, с другой стороны, проникнуть в более тонкие, более серьезные детали.

Вот это непрерывное стремление вперед, расширение возможностей, неуспокоенность, - наверное, самые яркие особенности, свидетельствующие о влиянии науки на человека…

…Посмотрим, что же присуще развитию физики последнего десятилетия. Пожалуй, самое своеобразное - это сближение противоположностей. С давних пор физики, вернее естествоиспытатели, интересовались двумя объектами (если так скромно можно назвать целые миры). Первый объект - это вся Вселенная, устройство все больших и больших ее частей, связь между ними. И, самое главное, в наше время у Вселенной появилась история: мы стали узнавать, как все это живет, . Двигаясь по лучу зрения вглубь неба, мы видим все более ранние стадии развития Вселенной и в идеале сможем прочесть ее историю по тому, что мы наблюдаем на разных расстояниях от нас.

В этом заключен еще один урок: ничего или почти ничего не уничтожается. Если говорят, что рукописи не горят, то с еще большим основанием можно сказать, что и история не уничтожается: Как кольца на срезе дерева хранят сведения о погоде, как углерод-14 записывает дату его гибели, так и Вселенная хранит в себе свою биографию. В глубинах Вселенной мы видим остатки , мы видим взрывающиеся и сталкивающиеся галактики, удивительные объекты - квазары, яркость которых превосходит яркость галактик. И все это выстраивается в цепочку последовательных событий, передавая нам историю Вселенной.

Второй «объект», над которым издавна размышляли естествоиспытатели, - . Из чего сделано, из чего состоит ближайшее наше окружение, а в конечном счете - и далекие звезды? Очень долго атомы были, скорее, предметом изучения философии, никаких экспериментальных возможностей их исследования не существовало. Их называли атомами, корпускулами, монадами, однако это были объекты без структуры и без истории. Но пришел конец XIX - начало XX века, и человек стремительно проник в мир атомов, а позже - и в мир ядра. Здесь, как и во Вселенной, можно уходить далеко вглубь, обнаруживая все новые и новые объекты, получившие странные, может быть, даже смешные имена: , глюоны и даже випы и зипы - совсем как у лесных гномов. Эта система оказалась очень сложной, но подчиненной законам, в которых человечество постепенно разбирается.

Вроде бы здесь не видно истории. Мы просто обнаруживаем все меньшие и меньшие частицы материи, познаем их ценой крупных и дорогих экспериментов, развивая очень трудные и замысловатые теории. В конце концов, мы научаемся связывать открытые явления друг с другом и даже предсказывать, что можно «увидеть» на ускорителях неимоверной энергии, которые войдут в строй через десяток лет.

Наши предки считали очевидным, что чем меньше объекты, тем проще они устроены. Но оказалось, все обстоит много интереснее. Спускаясь, словно по ступеням, в недра вещества, переходя ко все меньшим масштабам длины и времени, мы обнаруживаем, что в этих глубинах таятся разгадки раннего состояния Вселенной. Смотря, что происходит в системе, когда ее размеры крайне малы, когда плотность становится чрезвычайно большой, мы приближаемся к пониманию того, что было с веществом в состоянии, близком к Большому взрыву, в котором «родилась» наша Вселенная.

Сейчас для нас ясно: нельзя отделить развитие мегамира от свойств микромира. История Вселенной пишется на языке микромира. Астрофизики стали крупными специалистами в элементарных частицах, а теории элементарных частиц все чаще и чаще проверяются на моделях Вселенной. Этот процесс весьма поучителен, он исполнен огромной философской значимости. Демонстрация единства явлений, на первый взгляд, совсем далеких, противопоставленных друг другу, единства локальных и глобальных свойств, - яркий урок, преподнесенный нам природой, и о нем мы не должны забывать во всей многогранной нашей жизни.

Знания нельзя упорядочить, их нельзя уложить в единый ряд, сказав, что раньше, что позже или даже что проще, а что - сложнее. Наверное, одна из главных неудач нашей школы состоит в том, что учение в ней построено по локальному принципу, глобальный же взгляд на природу остается где-то за пределами и учебника и урока.

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что в последнее время физика вновь начинает пользоваться все большей популярностью среди абитуриентов, стремящихся поступить на физические факультеты. Но прежде чем поступать в тот или иной вуз, очень важно посмотреть

Н а физику надеется все человечество в решении глобальных проблем: это и сохранение среды обитания, и разработки новых источников энергии, и замена человека в тяжелом физическом и опасном труде на роботов.

Д ля всего человечества необходимость физики сомнений не вызывает. Но вот переходим к единичной личности. Какая польза от изучения физики для конкретного человека? Для Вовочки Иванова, ученика 7 класса, у которого существуют проблемы в школе, потому что ему лень учиться?

В ову окружают взрослые родственники. Опыт взрослой жизни убедил их в том, что знания, полученные ими на уроках физики в школе, в дальнейшем им не пригодились. Скажите, зачем надо заучивать законы Ньютона домохозяйке? Или экономисту знать свойства изображений, даваемых линзой? Известные артисты, певцы часто в интервью говорят о том, что прогуливали уроки, имели по физике двойки и при этом стали успешными в жизни. Всем этим людям Вовочка верит: и правда, можно прекрасно жить без физики!

М еня однажды спросили восьмиклассники: «А можно прожить, не зная физики?» Я ответила: «Да, можно. Можно прожить, не умея читать и писать. Даже уметь говорить необязательно. Для того чтобы жить, необходимо дышать, есть, пить, спать и в туалет ходить. Вот, пожалуй, и все. Только дальше встает вопрос: а кому нужна такая жизнь?»
У чителю приходится отвечать конкретному Вовочке, зачем надо изучать физику в школе. Предполагаемые ответы можно разбить на несколько групп. Первая группа - о полезности изучения предмета для самого Вовы в настоящий момент.

В о-первых, приобретая новые знания, Вова развивает свой интеллект, расширяет кругозор, тренирует умение мыслить и размышлять. Растет его статус в окружении сверстников, растет личная самооценка.

Р одители иногда говорят учителю: «Мой ребенок гуманитарий, он великолепно рисует (танцует, поет), ему физика совершенно не нужна». Вечный диспут физиков и лириков. Наука и искусство. Эти области нашей культуры часто рассматривают чуть ли не как антиподы: в науке - расчет и логика, в искусстве - чувства и эмоции; наука размышляет, искусство переживает. На самом деле, это две стороны одной медали, различие лишь в акцентах. Очень точно и емко об этом сказал поэт Алексей Сисакин.

Мертва наука без искусства,

Оно ей прибавляет чувства.

Бессмысленно искусство без науки:

Шедевры создают и ум, и руки.

В о-вторых, изучая физику, Вова поймет принципы работы многих технических устройств, которые его окружают и делают его жизнь интересной и комфортной. Эти знания помогут Вовочке правильно обращаться с приборами , чтобы продлить срок их службы.
В торая группа ответов касается Вовиной взрослой жизни. Если будущая профессия , к которой стремится мальчик, связана с физикой, то важность изучения данного предмета и так понятна. Сейчас на рынке труда в нашей стране очень востребованы инженеры. Знания по физике в школе - это залог становления квалифицированного технического специалиста.
Д ругой разговор, если Вова не связывает свою будущую профессию с физикой. Тогда можно приводить следующие аргументы: знания по физике пригодятся Вовочке как будущему мужчине , главе семьи, чтобы грамотно своими руками починить розетку, правильно действовать во время грозы, уметь согреть себя в холод и т.д. Но здесь Вова возражает, что в этих случаях нужен скорее житейский опыт, чем знание физических законов и умение решать задачи.

С ледующий довод в пользу изучения физики - это будущие дети Вовы. Замечательно, когда папа имеет авторитет в семье , много знает и много умеет. Папа, имеющий знания, сможет ответить на все «почему» своему маленькому сыночку. А когда тот подрастет и будет изучать физику, то поможет в решении задач. На это Вова может возразить, что он женится на отличнице Машеньке, и она будет помогать детям в школьных проблемах.
И зучать физику надо для того, чтобы отличать научные знания от псевдонаучных , чтобы не стать легкой добычей мошенников и обманщиков. Вот сейчас в Интернете много фильмов о вредности микроволновой печи. Иногда смотришь, слушаешь, и создаётся такое впечатление, что эти люди практически ничего не знают о тепловом движении, о принципе разогрева продуктов, устройстве и работе микроволновки, но рассуждают, рассуждают….
З нания по физике формируют научное представление об окружающем мире, о его познаваемости человеком, о невозможности нарушений законов природы. Чем более обширными знаниями обладает человек, тем труднее завлечь его в различные секты, подчинить чужой воле, обмануть. Человеку, который плохо изучал физику в школе, легко продать за большие деньги бесполезное устройство. Например, излучатель инфракрасных лучей, который лечит от всех болезней на свете. Бывший двоечник по физике легко поверит, что очиститель воздуха может различать молекулы хорошего и плохого запаха и уничтожать только плохие.

С ледующая группа ответов. Некоторые учителя и родители на вопрос, зачем изучать физику, отвечают, что так надо, чтобы закончить школу . Надо и все! Есть большие начальники в Министерстве Образования, лучше знающие, что и как надо изучать в школе. Поэтому не рассуждаем, а учим. Учим для получения хорошей отметки , чтобы не «доставали» ни родители, ни учителя.

О чень много школьников, особенно девочек, удовлетворятся этим ответом. Они доверяют взрослым, ведь мама знает лучше, как надо одеваться, папа знает, как зарабатывать деньги. Именно папа и мама знают, что лучше для их ребенка. И ребенку легче и проще подчиниться. Для многих детей так удобнее, да еще и взрослые похвалят за прилежание.
В опроса о полезности физики не возникает при обучении с увлечением . Если человек занимается чем-то с интересом, то вопрос «зачем» он себе не задает.
В школе ребенок проводит одиннадцать лет жизни - это период быстрого развития. Ребёнок набирает багаж знаний и умений для последующего этапа - приобретения профессии. Именно в школьные годы идет формирование будущей социальной личности, отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе. Индивидуум начинает оценивать свои способности и возможности, сравнивать себя с другими.

К аждый учебный предмет играет свою роль в формировании личности. Литература и история развивают язык, формируют нравственно-этические нормы поведения, математика воздействует на абстрактное мышление, биология позволяет глубже понимать себя, формирует восприятие человека как части живого мира, иностранный язык тренирует память, воспитывает толерантность и способность видеть мир глазами других людей. Где-то прочитала, что в школе только два предмета интеллектообразующие: математика и физика, остальные - интеллектопотребляющие. Эти два предмета развивают подсознание, сознание и сверхсознание.

И менно учителя физики имеют разнообразный арсенал средств для всестороннего развития ребенка. Вот он, окружающий мир, во всем его многообразии и великолепии. Надо только чуть внимательнее приглядеться, и можно сделать интересные открытия, выдвинуть гипотезы, провести исследования. «Наука - дочь удивления и любопытства», - говорят мудрецы. И для учителя физики самое главное и самое трудное - поддерживать способность ребенка удивляться окружающему миру.

К акие только приемы и приемчики не используют учителя физики для формирования и развития у школьников интереса к своему предмету! Это проведение экспериментов на грани фокусов, обсуждение проблемных ситуаций на уроке, демонстрация занимательных видеофрагментов, изготовление физических приборов своими руками и т.д.
У чителя - это особая порода людей. Они всю жизнь рады узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими. И неважно, сколько им лет: 20 или 60. Они не устают учиться, делать для себя открытия, с интересом и увлечением познавать этот мир. Именно они могут «заразить» своих учеников тягой к покорению вершин знаний. И самое важное открытие на этом пути состоит в том, что чем больше знаешь, тем шире горизонты, тем интереснее жить.

И такому учителю не придется ломать голову над ответом на вопрос: зачем надо изучать физику в школе. Ответ прост: физика - это увлекательная, интереснейшая наука.

Богданова Л.И. https://sites.google.com/site/14pelikan/znakomtes-rmo/rmo-prepodavatelej-fiziki/bogdanova-l-i

Ноябрь 2015

10 причин, почему очень важно и полезно изучать физику в школе
А правда, зачем? Самые простые вопросы требуют сложных ответов. Некоторые считают, что данный вопрос задан некорректно. В чем смысл вопроса? Если мы думаем о пользе изучения физики, то надо уточнить, для кого эта польза. Например, речь идет о пользе для всего человечества. В этом случае ответ однозначен. Ведь наша цивилизация техногенная. Мы не мыслим существования без современной техники, в основе работы которой именно физика. Физика и техника развиваются, подталкивая друг друга. Научные открытия приводят к созданию новой техники. Например, так было с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Теория Максвелла привела к открытию электромагнитных волн. Создание новой техники способствует новым открытиям в физике. Например, усовершенствование телескопов позволило расширить горизонты Вселенной, с изобретением камеры Вильсона ученые смогли заглянуть в микромир и сделать много открытий.
Н а физику надеется все человечество в решении глобальных проблем: это и сохранение среды обитания, и разработки новых источников энергии, и замена человека в тяжелом физическом и опасном труде на роботов.
Д ля всего человечества необходимость физики сомнений не вызывает. Но вот переходим к единичной личности. Какая польза от изучения физики для конкретного человека? Для Вовочки Иванова, ученика 7 класса, у которого существуют проблемы в школе, потому что ему лень учиться?
В ову окружают взрослые родственники. Опыт взрослой жизни убедил их в том, что знания, полученные ими на уроках физики в школе, в дальнейшем им не пригодились. Скажите, зачем надо заучивать законы Ньютона домохозяйке? Или экономисту знать свойства изображений, даваемых линзой? Известные артисты, певцы часто в интервью говорят о том, что прогуливали уроки, имели по физике двойки и при этом стали успешными в жизни. Всем этим людям Вовочка верит: и правда, можно прекрасно жить без физики!
М еня однажды спросили восьмиклассники: «А можно прожить, не зная физики?» Я ответила: «Да, можно. Можно прожить, не умея читать и писать. Даже уметь говорить необязательно. Для того чтобы жить, необходимо дышать, есть, пить, спать и в туалет ходить. Вот, пожалуй, и все. Только дальше встает вопрос: а кому нужна такая жизнь?»
У чителю приходится отвечать конкретному Вовочке, зачем надо изучать физику в школе. Предполагаемые ответы можно разбить на несколько групп. Первая группа – о полезности изучения предмета для самого Вовы в настоящий момент.
В о-первых, приобретая новые знания, Вова развивает свой интеллект, расширяет кругозор, тренирует умение мыслить и размышлять. Растет его статус в окружении сверстников, растет личная самооценка.
Р одители иногда говорят учителю: «Мой ребенок гуманитарий, он великолепно рисует (танцует, поет), ему физика совершенно не нужна». Вечный диспут физиков и лириков. Наука и искусство. Эти области нашей культуры часто рассматривают чуть ли не как антиподы: в науке - расчет и логика, в искусстве – чувства и эмоции; наука размышляет, искусство переживает. На самом деле, это две стороны одной медали, различие лишь в акцентах. Очень точно и емко об этом сказал поэт Алексей Сисакин.

Мертва наука без искусства,

Оно ей прибавляет чувства.

Бессмысленно искусство без науки:

Шедевры создают и ум, и руки.

В о-вторых, изучая физику, Вова поймет принципы работы многих технических устройств, которые его окружают и делают его жизнь интересной и комфортной. Эти знания помогут Вовочке правильно обращаться с приборами , чтобы продлить срок их службы.
В торая группа ответов касается Вовиной взрослой жизни. Если будущая профессия , к которой стремится мальчик, связана с физикой, то важность изучения данного предмета и так понятна. Сейчас на рынке труда в нашей стране очень востребованы инженеры. Знания по физике в школе – это залог становления квалифицированного технического специалиста.
Д ругой разговор, если Вова не связывает свою будущую профессию с физикой. Тогда можно приводить следующие аргументы: знания по физике пригодятся Вовочке как будущему мужчине , главе семьи, чтобы грамотно своими руками починить розетку, правильно действовать во время грозы, уметь согреть себя в холод и т.д. Но здесь Вова возражает, что в этих случаях нужен скорее житейский опыт, чем знание физических законов и умение решать задачи.
С ледующий довод в пользу изучения физики – это будущие дети Вовы. Замечательно, когда папа имеет авторитет в семье , много знает и много умеет. Папа, имеющий знания, сможет ответить на все «почему» своему маленькому сыночку. А когда тот подрастет и будет изучать физику, то поможет в решении задач. На это Вова может возразить, что он женится на отличнице Машеньке, и она будет помогать детям в школьных проблемах.
И зучать физику надо для того, чтобы отличать научные знания от псевдонаучных , чтобы не стать легкой добычей мошенников и обманщиков. Вот сейчас в Интернете много фильмов о вредности микроволновой печи. Иногда смотришь, слушаешь, и создаётся такое впечатление, что эти люди практически ничего не знают о тепловом движении, о принципе разогрева продуктов, устройстве и работе микроволновки, но рассуждают, рассуждают….
З нания по физике формируют научное представление об окружающем мире, о его познаваемости человеком, о невозможности нарушений законов природы. Чем более обширными знаниями обладает человек, тем труднее завлечь его в различные секты, подчинить чужой воле, обмануть. Человеку, который плохо изучал физику в школе, легко продать за большие деньги бесполезное устройство. Например, излучатель инфракрасных лучей, который лечит от всех болезней на свете. Бывший двоечник по физике легко поверит, что очиститель воздуха может различать молекулы хорошего и плохого запаха и уничтожать только плохие.
С ледующая группа ответов. Некоторые учителя и родители на вопрос, зачем изучать физику, отвечают, что так надо, чтобы закончить школу . Надо и все! Есть большие начальники в Министерстве Образования, лучше знающие, что и как надо изучать в школе. Поэтому не рассуждаем, а учим. Учим для получения хорошей отметки , чтобы не «доставали» ни родители, ни учителя.
О чень много школьников, особенно девочек, удовлетворятся этим ответом. Они доверяют взрослым, ведь мама знает лучше, как надо одеваться, папа знает, как зарабатывать деньги. Именно папа и мама знают, что лучше для их ребенка. И ребенку легче и проще подчиниться. Для многих детей так удобнее, да еще и взрослые похвалят за прилежание.
В опроса о полезности физики не возникает при обучении с увлечением . Если человек занимается чем-то с интересом, то вопрос «зачем» он себе не задает.
В школе ребенок проводит одиннадцать лет жизни – это период быстрого развития. Ребёнок набирает багаж знаний и умений для последующего этапа – приобретения профессии. Именно в школьные годы идет формирование будущей социальной личности, отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе. Индивидуум начинает оценивать свои способности и возможности, сравнивать себя с другими.
К аждый учебный предмет играет свою роль в формировании личности. Литература и история развивают язык, формируют нравственно-этические нормы поведения, математика воздействует на абстрактное мышление, биология позволяет глубже понимать себя, формирует восприятие человека как части живого мира, иностранный язык тренирует память, воспитывает толерантность и способность видеть мир глазами других людей. Где-то прочитала, что в школе только два предмета интеллектообразующие: геометрия и физика, остальные – интеллектопотребляющие. Эти два предмета развивают подсознание, сознание и сверхсознание.
И менно учителя физики имеют разнообразный арсенал средств для всестороннего развития ребенка. Вот он, окружающий мир, во всем его многообразии и великолепии. Надо только чуть внимательнее приглядеться, и можно сделать интересные открытия, выдвинуть гипотезы, провести исследования. «Наука – дочь удивления и любопытства», – говорят мудрецы. И для учителя физики самое главное и самое трудное - поддерживать способность ребенка удивляться окружающему миру.
К акие только приемы и приемчики не используют учителя физики для формирования и развития у школьников интереса к своему предмету! Это проведение экспериментов на грани фокусов, обсуждение проблемных ситуаций на уроке, демонстрация занимательных видеофрагментов, изготовление физических приборов своими руками и т.д.
У чителя – это особая порода людей. Они всю жизнь рады узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими. И неважно, сколько им лет: 20 или 60. Они не устают учиться, делать для себя открытия, с интересом и увлечением познавать этот мир. Именно они могут «заразить» своих учеников тягой к покорению вершин знаний. И самое важное открытие на этом пути состоит в том, что чем больше знаешь, тем шире горизонты, тем интереснее жить.
И такому учителю не придется ломать голову над ответом на вопрос: зачем надо изучать физику в школе. Ответ прост: физика – это увлекательная, интереснейшая наука.

Зачем нужно учить физику.

Разглядывать каждого, а не поле,

Выращивать каждого, а не луг.

И, хотя меня этому не учили в школе

Я душу каждого раскрою вдруг.

(В.А. Сухомлинский)

Меня как учителя физики спрашивают: « Зачем нужно учить физику?». Я могу ответить на этот вопрос, исходя из своего небольшого учительского опыта.

Известно, что за последние годы интерес учеников к естественным наукам заметно снизился. Это связано с тем, что при существующих методиках и учебниках дети на уроках лишены инициативы. Им предлагаются задания, предполагающие единственные ответы, причем правильность этих ответов опирается только на авторитет книги или учителя. Фактически ребята должны поверить автору учебника или учителю на слово - они не могут сами проверить, насколько предлагаемый на уроках материал соответствует действительности. Такое обучение приводит и к потере интереса, и к тому, что дети не могут установить связь изучаемого в школе с реальностью. Это означает, что подобное обучение лишено смысла. Проблему решает другой подход. Законы природы подаются как ответы на вопросы, которые возникают у детей при наблюдении за природными явлениями. Задаются три вопроса:

1.Как сделать, чтобы интересующее нас явление произошло?

2. Каким образом интересующее нас явление могло бы произойти само собой, без целенаправленного вмешательства человека?

3.За счет каких ресурсов могло бы осуществиться интересующее нас явление?

Работа с детьми в таком подходе вызывает у них большой интерес, материал усваивается значительно эффективнее. Основная трудность в подобной работе - большие затраты времени на подготовку занятия, необходимость постоянной самоподготовки учителя.

На сегодняшний день нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления. И какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем. В этом и состоит основная цель преподавания физики.

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет важное значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. До недавнего времени основной целью школьного физического образования считалось формирование у школьников глубоких и прочных знаний основ физики. Но сейчас на первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Но при изучении физики у школьников часто возникает психологический барьер, препятствующий пониманию и усвоению материала, обусловленный, прежде всего, недостаточно развитым абстрактного мышления.

Главное в моей работе - не только отлично знать свой предмет, уметь доступно его преподнести, но и успешно решать все проблемы, возникающие у моих учеников в процессе изучения физики. В ходе усвоения физических знаний закладываются основы научного мировоззрения - могучего орудия в творческой деятельности человека, а это предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни.

В настоящее время рассматривается несколько концепций современного школьного физического образования, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Но в любом случае не следует забывать, что учащиеся будут вовлечены в процесс изучения физики и смогут преодолеть все возникающие перед ними проблемы только тогда, когда этот предмет сможет раскрыть их собственный потенциал. По мере постепенного обучения у каждого из учащихся должна развиваться способность визуально представлять себе те или иные процессы, и тогда физика станет стимулом для тех, кто в будущем собирается активно включиться в процесс объяснения существующего мира. Возникает вопрос: « Почему результаты физического образования в настоящее время значительно ниже по сравнению с прошлыми годами?» Необходимо сохранить фундаментальность физического образования, усилить прикладную направленность курсов физики, помочь детям овладеть методами научного познания природы, но при этом часы, выделяемые на изучение физики в школе, резко уменьшаются. По нормам нового стандарта учебный материал разделен на две части: на обязательный, включенный в требования к уровню подготовки выпускников школы, и материал, подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный.

Но сам объем текстов образовательного стандарта увеличился из - за введения в курс физики базового и профильного уровней элементов астрономических знаний, но из федерального компонента базисного учебного плана предмет «астрономия» исключен. Новизна стандартов по физике еще и в том, что приоритет теперь отдан физическим методам изучения природы. Так как физика – наука экспериментальная. И каждый ученик сам должен убедиться в верности законов, сам ставить опыты, проводить измерения, самостоятельно « открывать» для себя законы природы. В обучении физики нет четких требований к результатам школьного образования в рамках Стандарта. Единый государственный экзамен не может заменить здесь системы требований Стандарта. Так как задания, используемые для этого экзамена, не дают учителям четких ориентиров по вопросу о том, чему именно они должны обязательно научить всех своих учеников.

Только при условии, что необходимые требования будут разработаны и положены в основу составления проверочных работ для мониторинга образовательных достижений и Единого государственного экзамена, возможна разработка такого учебника физики, который позволял бы "уложиться" в учебный план без существенного снижения уровня образования по данному предмету.

Немаловажную роль в изучении физики представляет собой физический эксперимент. Физика- это наука экспериментальная, поэтому наблюдения и опыты являются основным источником знаний о природе физических явлений. Учащиеся в процессе изучения физики должны четко осознать, что опыт является средством проверки любой физической теории, основным критерием истины. Они должны понять, что вне опыта никакое высказывание нельзя считать верным и что справедливость любого закона проверяет эксперимент. Для ученика это непростая задача, так как он привык многое принимать на веру. Выработка подобных взглядов приучает к экспериментальному доказательству любых утверждений, что является одной из важнейших целей изучения физики в современной школе.

Несомненными преимуществами физического практикума являются высокая степень активности и самостоятельности учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы с приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений. Самое сложное для ученика- это умение сделать выводы из полученных результатов эксперимента.

Но, как и любой метод познания, физический эксперимент наряду со своими достоинствами имеет и свои недостатки. Я, на своей практике применяю демонстрационный эксперимент как дополнительный источник знаний. Обращение именно к демонстрационному эксперименту не случайно. Не секрет, что он имеет низкую эффективность, малую методическую отдачу во многих случаях, но для некоторых учащихся эксперимент помогает понять истины. При проведении демонстрации я делаю вывод, конкретизируя при этом изучаемые явления. Однако результаты могут быть различны, так как учитель ориентируется на среднего ученика. Есть еще один недостаток- это то, что эксперименты проводятся группами по несколько человек. Причина этого- недостаточная укомплектованность оборудованием физических лабораторий. Большинство учащихся на данных уроках не могут самостоятельно работать с приборами при выполнении эксперимента, а также не владеют навыками правильной обработки результатов наблюдений.

Огромное значение для физики, как и для любого предмета имеют олимпиады. Их воспитательное и образовательное значение нельзя переоценить. Дух соревнования и стремление быть лучшим в той или иной области всегда только стимулировали учащихся к познанию и саморазвитию. Учащиеся учатся тому, что в современном мире крайне важно быть конкурентоспособным, по возможности лучшим. Это и есть гарантия успеха и процветания. Ребенок самостоятельно строит свое будущее, достигая высот своим собственным трудом. Подобного рода соревнования подразумевают не только интеллектуальное, но и эвристическое решение физических задач не однозначным способом. Очень часто во время олимпиад рождаются новые идеи и методы, впоследствии профессионально воплощаемые на практике. В свете того, что в образовании постоянно происходят изменения, возникает проблема формирования у учащихся умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и физике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений (поиск, восприятие, хранение, переработка и представление информации в учебной деятельности), позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Перед нами, учителями, стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно- уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Человек учиться всю свою жизнь. Но школа - это стартовое начало накопления знаний, умений, навыков, необходимых человеку в жизни. Для меня школа – это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создает условия для самореализации личности.

Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс развития познавательных стремлений.

Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Если позиция ученика: « Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять. Если трудно, разберемся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно, дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Когда меня спрашивают, для чего я работаю в школе, я, немного подумав, отвечаю: «Хочу, чтобы мои ученики выросли интеллектуальными и интересными в общении людьми».


Получение образования является ключевым моментом в жизни каждого человека. Во всевозможных учебных заведениях школьникам поэтапно преподносят знания о Мире, в котором мы живем. На основе полученных знаний у человека появляется возможность реализовывать себя, свои способности и таланты. Чем больше у человека знаний, тем проще ему приспособиться и добиться желаемого. Но одними знаниями не обойтись. Например, получив наследство или выиграв в лотерею, не всякий человек сможет правильно распорядиться внезапно появившейся суммой денег и может оказаться там же, где и был. То же самое касается и знаний: необходимо уметь использовать их и уметь учиться новому.

В отличие от многих других предметов, вся полнота физических знаний не используется большинством людей в повседневной жизни. Можно сказать, что физика школьного уровня - это набор разнообразных правил и закономерностей, необходимых для получения верного и кратчайшего решения разного рода задач. Обобщая - это правила для получения верного результата, и наша задача научиться эти правила применять.

Во взрослой жизни каждый человек сталкивается со множеством проблем и задач. Но у всех них есть одно общее: каждую задачу необходимо решить, причем правильно и кратчайшим путем, а для ее решения существуют определенные правила, которыми в той или иной последовательности человек может воспользоваться. Этому, главным образом, и учит физика: применять разного рода правила для получения соответствующего верного результата.

Таким образом, я, как преподаватель, вижу целью своей работы научить моих абитуриентов учиться, правильно применять и комбинировать закономерности, для получения верного результата с наименьшими усилиями. Я заинтересован своим предметом, и этот интерес превращает мою работу в удовольствие - как для меня, так и для моих учеников. Буду рад Вам помочь!!