Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский). Большая христианская библиотека Введение к евангелию от иоанна

V. Эпилог (глава 21)

При написании этой главы Иоанн преследовал следующие цели: а) показать, как Иисус "восстановил" Петра после его падения; б) исправить серьезную ошибку в представлениях о втором пришествии Господа. Из этой главы можно также почерпнуть дополнительные сведения о самом авторе. Некоторые богословы видят в 21 главе известный "спад" - по сравнению с "высоким звучанием" двадцатой главы, и на этом основании делают вывод, что она была дописана неким анонимным автором. Однако языковые и словарные особенности текста опровергают такое мнение.

Не говоря уж о том, что и в других книгах Священного Писания имеются "дополнения", следующие за главами наивысшего (как но смыслу, так и но форме) звучания (например, 16 глава Послания Римлянам, написанная после сказанного в 15:33). А потому и 21 глава не должна рассматриваться как лишенная ценности или нарушающая гармонию книги в целом.

А. Явление Иисуса "при море" (21:1-14)

Иоан. 21:1-3 . Ангел обещал ученикам, что Иисус встретит их в Галилее (Матф. 28:7). Для Господа важно было засвидетельствовать ученикам о Своем воскресении, являясь им в разных местах и в разное время (Деян. 1:3). (Море Тивериадское - это другое название Галилейского моря - комментарий на Иоан. 6:1.) Находясь в Иерусалиме, апостолы пережили бурные события; необычайные чувства и впечатления стремительно сменяли друг друга.

Тут и торжественный вход Иисуса в Иерусалим, и их неослабевавшая, несмотря ни на что, надежда, что Он вот-вот установит новое царство, и предательство одного из составлявших тесный их кружок, и арест Иисуса, и опасность, которой подвергались они сами, и отречение Петра, и распятие Учителя! А затем воскресение Его, и явления Господа им, апостолам. Понятно, что все это привело их в крайнее замешательство, и они плохо представляли себе, что ожидает их в будущем.

Петр пока что вернулся к привычному ему рыболовецкому промыслу, видимо, не вполне осознав значение того, о чем у Иоанна записано в 20:22. К тому же ему надо было кормить свою семью, да и сознание падения своего, отрекшегося от Господа, надо думать, все еще подавляло его. Но другие по-прежнему, вероятно, видели в нем "лидера" (это заметно, в частности, из того, что, вот, Петр высказывает намерение отправиться ловить рыбу, и шестеро учеников присоединяются к нему). Кратко говорит Иоанн об их неудаче, в отсутствие Иисуса (сравните 15:5), и затем - о грандиозном улове с Его помощью. Эта сцена как бы определяет направление их жизненного пути в дальнейшем.

Иоан. 21:4-6 . Когда Иисус явился им утром, стоя на берегу… ученики не узнали Его - то ли за дальностью расстояния, то ли потому, что еще не вполне рассвело. Между тем, Он окликнул их: дети! есть ли у вас какая пища? (подразумевая, поймали ли они что). Возможно, повинуясь Его авторитетно прозвучавшему совету, они забросили сеть по правую сторону лодки, и едва вытащили ее - таким необычайно большим оказался улов (стих 11). Это чудо, столь напомнившее им совершенное Иисусом прежде (Лук. 5:1-11), помогло ученикам узнать Его, а также осознать, что Он подает им великие знамения после Своего воскресения.

Иоан. 21:7-9 . Первым узнавшим и осознавшим был Иоанн, который сказал: Это Господь. Последовала немедленная реакция со стороны Петра: он бросился в воду и поплыл к берегу. Поступок для него, горячего и импульсивного, характерный, и психологическая эта деталь лишний раз говорит о достоверности Иоаннова свидетельства. Обращает на себя внимание и такая подробность: когда ученики… вышли на сушу, то завтрак, состоявший из рыбы и хлеба, уже поджидал их на огне.

Иоан. 21:10-11 . В упоминании о больших рыбах, числом 153, видели многообразные аллегории и символы. Но Иоанн скорее всего приводит эту цифру как некую конкретную деталь в подтверждение факта, действительно имевшего место. Ведь для группы рыбаков это было обычным делом - подсчитывать улов, чтобы затем поровну поделить его между собой. И если отсюда и можно извлечь духовный урок, то лишь тот, что усилия следующих воле Божией Богом благословляются.

Иоан. 21:12-14 . Когда Иисус предложил им разделить с Ним трапезу, никто из учеников не решился спросить Его: "кто Ты?", хотя в душе каждый уже знал, что это Господь. То обстоятельство, что как Мария, так и ученики, шедшие в Еммаус (Лук. 24:13-35), не сразу узнали воскресшего Господа, возможно, говорит о том, что внешне Он по воскресении Своем как-то изменился, но в то же время не настолько, чтобы это не дало ученикам осознать, что являвшийся им был Иисусом.

Совместный их завтрак на берегу Галилейского озера произвел на семерых апостолов неизгладимое впечатление. Годы спустя Петр в проповеди своей скажет о себе как о свидетеле, заслуживающем полного доверия, ибо он ел и пил с Иисусом Христом по воскресении Его (Деян. 10:41). В стихе 14 Иоанн имеет в виду, что это было третье из описанных им явлений Христа ученикам (о двух других читаем в 20:19,24).

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15-23)

Иоан. 21:15-17 . Недавно, так же вот сидя у костра (18:18,25), Петр отрекся от Иисуса. Теперь, у другого костра, Господь публично восстанавливает его в правах апостола. Заметим, что, трижды обращаясь к Петру, Христос называет его так, как назвал при первой их встрече: Симон Ионин! (1:42). Он обращается к нему с вопросом: любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Под "они", конечно, подразумевались другие ученики, но, "противопоставляя" Петра им, Господь лишь напоминал ему о неоднократных его горячих заверениях в любви и самоуверенных заявлениях, что, если и все другие оставили бы Иисуса, он никогда не оставит Его (Матф. 26:33,35; Лук. 22:33; Иоан. 13:37). Троекратное повторение Иисусом одного и того же вопроса и трижды повторенное Им поручение апостолу "соответствуют" троекратному отречению Петра (18:17,25,27). Трижды же повторяет он теперь, что любит Господа (21:15-17).

Как высоко ни стоял бы человек, он никогда не застрахован от падения (1-Кор. 10:12). Но Бог в милости Своей прощает кающегося. Убедиться в этом в тот момент было очень важно апостолам - ведь Церковь, которой предстояло возникнуть, ожидали такие жестокие гонения, что и возглавляющие ее поколеблются в чувствах своих и верности Христу.

Итак, трижды поручил Иисус Петру: паси агнцев (овец) Моих (стих 15, 16, 17). Некоторые католики делают на этом основании вывод, что Петр был поставлен Христом в особое, превосходящее остальных апостолов, положение, однако, суждение это не правомочно, особенно в сопоставлении со словами самого Петра в 1-Пет. 5:2.

Заметим, что в греческом тексте слова "любишь" и "паси" переданы в каждом из трех случаев не одними и теми же глаголами; "любишь" как, агапе, агапе и филео, что могло бы быть переведено как "любишь ли Меня, сознавая Мои высокие достоинства" и "питаешь ли ко Мне сердечную склонность?"; "паси" (боске, поимайне, боске) по-гречески звучит как "заботься", "питай", "опекай".

Трудно, хотя и возможно, проследить в этой связи некие духовные нюансы, но большинство богословов рассматривает их как нюансы стилистические. В любом случае обращает на себя внимание, что в ответ на вопросы Господа, Петр, получивший горький урок, уже не заверяет Его в беззаветной преданности; но слова его, пронизанные глубоким чувством, - кратки, а тон - смиренен.

Иоан. 21:18-19 . Здесь Своим торжественным вступлением Истинно, истинно говорю тебе (толкование на 1:51) Иисус предваряет предсказание о будущем распятии Петра. В преклонном возрасте Петр был привязан ко кресту, который он нес к месту своей казни, и руки его "простерты", т. е. вытянуты были по перекладине его. Покорностью словам Иисуса иди за Мною, звучащим для каждого христианина, от начала до конца определяется жизнь верующего. Как Иисус подчинился воле Отца Небесного, так и последователи Его должны подчиняться воле Господа, куда бы ни вела их она - на крестные муки или через иные нелегкие переживания.

Иоан. 21:20-23 . Узнав о Божией воле относительно своего будущею, Петр поинтересовался, а какое будущее ожидает друга его Иоанна, т. е. ученика, которого любил Иисус. Господь строго возразил Петру: не следует ему любопытствовать о Божией воле в отношении другою человека (что тебе до того? ты иди за Мною).

Как ответ и им тоже могут быть приняты эти слова Христа теми верующими, которые, чрезмерно желая проникнуть в тайное воли Божией, небрежны порой к воле Его, ясно им открытой. Божии планы в отношении христиан отнюдь не одинаковы, и нечасто нам понятно, какими соображениями руководствуется Бог. Поэтому нам, как и Петру, просто следует "идти за Ним".

Христос замечает Петру, что, если по воле Его Иоанну предстояло бы прожить и до второго Его пришествия на землю, то и тогда не дело Петра интересоваться, как и почему. Иоанн оговаривается затем, что слова Господа о нем породили в среде верующих ошибочное представление, будто он, Иоанн, не умрет. Евангелист объясняет, что именно подразумевал Иисус. Любопытно, что, завершая свое повествование, Иоанн приводит слова Христа о Его возвращении на землю.

Конечно же, Иисус ничего не сказал о времени Своего второго пришествия. Ложный слух, пронесшийся между учениками, возник от того, что слова Иисуса относительно Иоанна они поняли неправильно. Это не может не настораживать христиан, которым следует глубоко вдумываться в слово Божие, чтобы избегать неверных толкований того, что им обещано.

В. Заключительные слова Иоанна (21:24-25)

Иоан. 21:24-25 . Четвертое Евангелие завершается отождествлением автора его с "любимым учеником" Иисуса Христа (толкование на "Авторство" во Вступлении).

Слова "о сем" и "сие" во фразе свидетельствует о сем и написал сие, по всей видимости, относятся к Евангелию в целом. Слова же и знаем, что истинно свидетельство его, скорее всего, были вписаны не Иоанном, а кем-то другим. Возможно, они выражали мнение членов Ефесской церкви или первоапостольской Церкви в целом. Во всяком случае поддержка свидетельству Иоанна была выражена верующими из того поколения, которому изложенные евангелистом факты были известны лучше, чем кому бы то ни было после них.

Заключительный стих о том, что самому миру не вместить бы… книг, в которых было бы написано все, сделанное Иисусом, на первый взгляд может показаться литературной гиперболой. Но ведь и в самом деле в Евангелиях отражена лишь небольшая часть того, что Христос сказал и явил миру. Кто-то подсчитал, что на прочтение вслух записанных в Евангелиях слов Иисуса ушло бы… всего три часа. Не следует ли и из этого, что описание всего сказанного и сделанного Сыном Божиим за три года, тем более за все время пребывания Его в теле, действительно получилось бы бесконечным!

21:1-3 Ещё одно явление Христа - некоторым ученикам своим, включая на сей раз и Фому:
Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу .Говорят ему: идем и мы с тобою.
Бездеятельность не свойственна мужчинам: нет ничего более трудного, чем ожидание неизвестности. Иисуса рядом нет и кто знает, что делать дальше. Ловить рыбу - не самое плохое занятие, заполняющее режим ожидания.

Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
Обстоятельства данного события напоминают рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк. 5:4-11).
Но, садясь в лодку, они ещё не могли знать, что и на этот раз их ожидает сначала безрыбье, а затем, при помощи Христа - обильный улов.

21:4-6 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус
И снова Иисус предстал ученикам своим в ином облике, не тем человеком, которым знали его ученики: иначе, они легко узнали бы его.
Как видим, духовная личность, кем стал Иисус после воскресения, может принимать разные формы и являться людям в разных обличьях.

Иисус говорит им: дети! … закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы
Что интересно: не узнав Иисуса, уставшие ученики, тем не менее, приняли совет от него по ловле рыбы, а ведь могли бы отреагировать по-другому, не воспринять его совет. Как видим, не все советы, данные со стороны от незнакомых людей - плохи.

Обращение Иисуса и подобие чуда рыбной ловли помогли апостолу Иоанну сориентироваться и узнать в человеке, стоящем на берегу - Иисуса Христа.

21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Иоанн без тени сомнений вычислил Христа: как видим, не внешность важна при распознавании личности Христа. Иоанн за время пребывания со Христом смог познать Христа и дух его, постоянно общаясь с ним и стараясь вникнуть в сущность его.

Имеющий святой дух - определит имеющего духа, несмотря ни на возраст, ни на внешность, ни на положение в обществе или в собрании потому, что дух, живущий в нём, всегда безошибочно определит, какого духа - говорящий с ним: если это - Божий дух, то он один и тот же.

Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
Пётр, судя по-всему, тоже смог увидеть в незнакомце Иисуса после того, как ему показали, что это – он. Иначе не бросился бы к нему без раздумий, напрочь забыв об улове и обо всём на свете.

Иногда для того, чтобы кто-то что-то понял - достаточно просто обратить его внимание на то, на что он раньше внимания не обращал.

21:8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
Остальные ученики, как видно, были менее эмоциональны и более практичны: не забыли и об улове, направляясь к Иисусу.
Пётр после своего отречения от Христа, видимо, чувствовал такую огромную вину, что не дорожил ничем, кроме отношений со Христом.

21:9-12 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.Иисус говорит им: придите, обедайте.
Иисус понимает, в чём именно сейчас имеют нужду его уставшие ученики: в буквальном хлебе. Не только словом, но и хлебом, порой, есть необходимость покормить соверующих.

Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь
Никто не задаёт лишних вопросов: все понимают, что перед ними воскресший Иисус. Чудо рыбной ловли не оставляло сомнений в этом.

21:13,14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых . Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20:19-23, 24-28). Ещё один раз он являлся Марии Магделине.

21:15,16 Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Порыв Петра, прыгнувшего в воду из лодки без раздумий - давал основания спросить так: ведь остальные не так спешно подтянулись к Иисусу. Однако Иисус, обращаясь так к Петру, желает преподать ему небольшой урок: вопрос в такой форме помогал выявить характер Петра, по-прежнему ли он сравнивает себя с остальными и считает лучше других? (Мтф.26:33). Считает ли, что может степень чужой любви определить?

[Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
На этот раз не сказал Пётр самоуверенно: «Да! Люблю тебя больше, чем они !». Наверное, случай, когда он сказал: «ежели и все предадут, то я не предам» (Мтф.26:33) - при том, что он трижды отрёкся от Иисуса после заверения в бОльшей любви по сравнению с остальными - научил его кое-чему.
Скромно ответил Пётр. Иисус остался доволен и показал ему основную задачу того, кто любит Христа: любящий Христа будет заботиться и об овцах Христа, которым предстоит отыскаться в скором времени: [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
Позже Пётр покажет, насколько глубоко слова Христа проникли в его сердце, написав пожелание «сопастырям», умоляя их: «Пасите Божие стадо, какое у вас» (1 Пет. 5:1.2).

21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?
После третьего вопроса Пётр сник, думая, что Иисус после отречения больше не верит ему.

Иисус же преподносит ему важный урок:
зная, что Пётр, считающий себя самым любящим, недавно трижды в страхе отрёкся от него –тремя одинаковыми вопросами побуждает Петра задуматься, НАСКОЛЬКО на самом деле Пётр любит Иисуса, больше остальных или нет.
Ведь говорить «люблю» гораздо проще, чем на деле свою любовь проявлять.
Пётр не так давно имел возможность оценить свою любовь ко Христу - на словах и на деле, когда, утверждая, что любит – в первых же трудных обстоятельствах отрёкся от того, кого любит.

Теперь Пётр должен был усвоить следующее: если он любит Христа по-настоящему, то, кроме слов заверений в любви - от него ожидаются определённые дела. Любить Христа на деле отныне будет означать для него пасти агнцев Христа, собрания Божьего народа, которые появятся в результате проповеди о благой вести. (Ин.21:15-17). Это нелегко.

И Пётр накрепко усвоил урок из своего отречения: Иисус предсказал, что Петр отныне всей своею жизнью покажет пример остальным христианам, пройдя по следам Христа (Ин 21:18,19), что и сделал апостол Пётр.

21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;
Иисус предупреждает Петра о том, что отныне для него всё резко изменится: свобода и забавы молодости, когда человек живёт для себя и в своё удовольствие, как сам хочет - всё это должно остаться позади. Впереди Петра ожидает совсем другая жизнь:

а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Если Пётр любит Христа, то он сам себе уже принадлежать не будет, но будет делать то, что от него потребуется.
И результат такого образа жизни - будет не очень хороший для Петра, хотя и доживёт он до старости.
То есть, путь Христов, которым надлежало отныне идти Петру, никто не устелет ему розами, он будет тернист до самого конца. Конец пути, впрочем, для Петра будет ещё более трудный, чем сам путь.

21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога.
Своим обращением к Петру Иисус показал, что доверяет ему по-прежнему и, предсказывая ему насильственную смерть - заверяет Петра в том, что он сможет пройти путь Христов до конца достойно ученика Христа, тем самым прославив Бога, не предав его ни в чём на этом пути.

Итак, путь Петра уже, можно сказать, предначертан. Пётр уже знает о себе, что не умрёт молодым, что пойдет туда, куда не сам и не ходил бы.
Вышние корректируют путь каждого ценного Божьего служителя на земле. Но ведь этот путь для начала нужно пройти. Тем более, что путь Христов прославляет прежде всего Бога, а не идущего этим путём

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Как видим, иногда Иисус даже из апостолов кого -то особо отделял для каких - то вопросов. Не во всех делах все апостолы непременно участвовали.

21:20,21 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус.. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Пётр забеспокоился: дескать, а почему это Иоанн тоже идёт за Христом, если был приглашён только Пётр?
Всё же натура человеческая греховная выпирает из нас часто уродливо: казалось бы, ну какое тебе, Пётр, дело? Смотри за своими ногами и мимо следов Христа не наступай. Ведь только что тебя вразумили тем, что ты отрёкся трижды, хотя и считал, что более всех Христа любишь.

Не беспокойся и не ревнуй, что кто-то тоже любит Христа и хочет идти за ним по доброй воле, без официального приглашения.
Тем более, что Христос - здесь и он в курсе всего, что происходит вокруг и кто идёт за ним. И если Христос Иоанна не останавливает, значит, так надо.

21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною .
Другими словами: «что тебе за дело, если ТАК хочу я? Твоё дело - самому идти за мной след в след, не оглядываясь по сторонам и не сравнивая себя с другими, и не оценивая действия других моих учеников, если они тоже идут за мной»

Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду Иисус фактически предсказал, что Иоанн дождётся ещё
одного его прихода в будущем. Этот третий раз явления Христа ученикам - происходил, когда Иисус ещё не восшёл к Отцу на небеса.
Иоанн же, по доброй воле и без приглашения пошедший за ним - должен дождаться его прихода после восхождения к Отцу. И Иоанн дождался, когда Христос велел записать ему книгу «Откровение».

21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет
Поспешные выводы часто оказываются неправильными.
Но иногда мы выдаём желаемое за действительное, особенно, если не допоняли смысла сказанного: так распространился слух о необыкновенности Иоанна, которому якобы не суждено умереть, как всем остальным.
Но на самом деле это было не так.
В случаях, когда мы что-то не допонимаем, лучше переспросить, чем свои версии выдвигать, вводя в заблуждение слушающих.
А если спросить не у кого, то лучше ничего не сказать, чем изобретать ложь.

21:24 ей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие;
Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13:23).

и знаем, что истинно свидетельство его.
Кажется странным, что Иоанн пишет о себе во множественном числе.
Женевская:
Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.

 1 Явление Иисуса семи ученикам при море Тивериадском. 15 Троекратное Иисуса Петру: «Любишь ли ты меня? Паси овец Моих». 20 Выговор Петру; «ты иди за Мною». 24 Истинное свидетельство ученика.

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете . Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали .

11 Симон Петр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте . Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр Иисус говорит ему: паси агнцев Моих .

16 Ещё говорит ему в другой раз: Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь .

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною .

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною .

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того

24 Сей ученик и свидетельствует о сём, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 21 глава

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.

Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?

Они отвечали Ему: нет.

Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Петр

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз:

Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

21:3 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем.

и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк. 5,4-11).

21:4 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20,14.

21:7 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23.

21:9 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.

21:11 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует.

21:14 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20,19-23.24-28).

21:15 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание (Мф. 16,17).

любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: "Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?"

В третьем вопросе, в отличие от двух первых, Иисус использует другой греческий глагол со значением "любить", а Петр во всех своих ответах произносит именно это слово. Некоторые комментаторы полагают, что смена глагола свидетельствует и об изменении смысла задаваемого вопроса.

паси агнцев Моих. "Мои агнцы" и "Мои овцы" - то же, что "Моя церковь" (ср. 10,14.26.27; Мф. 18,18). Когда Петр пишет "сопастырям" (1 Пет. 5,1.2), умоляя их: "Пасите Божие стадо, какое у вас", - он показывает, что слова Иисуса глубоко запали в его сердце.

21:17 в третий раз. Петр опечалился не потому, что Иисус несколько перефразировал Свой третий вопрос, но потому, что три вопроса о его любви к Иисусу напомнили ему о том, как в недавнем прошлом он трижды отрекся от своего Господа. Однако Иисус дал Петру возможность исповедать свою любовь и подтвердил его призвание на служение Господу. И поэтому Петр называет Иисуса "Пастыреначальником" (1 Пет. 5,4).

21:19 какою смертью. Согласно древнему преданию, Петр принял мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой.

иди за Мною. Иисус повторяет Свой первоначальный призыв, с которым Он обратился к апостолам (ср. 21,22; Мф. 4,19; Лк. 5,27). Петр восстанавливается в апостольском служении, которое было поставлено под сомнение его отречением от Иисуса.

21:20 ученика, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. Последующее описание, если соотнести его с 13,23-25, не оставляет сомнения в том, что этим учеником был Иоанн, сын Зеведея.

21:21 а он что? Петр задает вопрос, не имеющий отношения к делу, и Иисус говорит ему то, что относится не только непосредственно к Петру, но к каждому верующему: "...что тебе до того? Ты иди за Мною".

21:24 Сей ученик и свидетельствует. Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13,23).

знаем. Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

21:25 самому миру не вместить бы. Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.