Толкование послания Павла к Ефесянам.3 глава. Послание к Ефесянам Самое главное у павла

3:1 Павел молится о том, чтобы его читатели-язычники исполнились присутствием Христовым и были способны уразуметь истины касательно любви и силы их Искупителя (ст. 14-21). Однако он прерывается и объясняет природу своего собственного служения и взгляд на единство во Христе иудеев и язычников.

узником. Павел находится в Риме под домашним арестом (Деян. 28,16.30).

3:3 о чем я и выше писал кратко. См. 1,9.10.

3:5 как ныне открыта. Т.е. в той степени, в какой уже открыта. Молчание ВЗ по поводу тайны, которую имеет в виду Павел - единство иудеев и язычников в Церкви (ст. 6), - было относительное, не полное. Яркий пример предчувствия ее - Ис. 19,25, где пророк предвидит день, когда Бог провозгласит: "благословен народ Мой - египтяне, и дело рук Моих - ассирияне, и наследие Мое - Израиль". Если бы идея единства и равенства иудеев и язычников совершенно отсутствовала в ВЗ, Павел не мог бы утверждать, как он то делает в гл. 4 Послания к Римлянам, что завет, заключенный с Авраамом, распространяется на всех, кто имел веру, подобную Авраамовой, в том числе на язычников. И перед лицом Агриппы он не мог бы утверждать, что возвещаемое им иудеям и язычникам - всего лишь то, что было обещано пророками и Моисеем (Деян. 26,22.23).

3:6 язычникам быть сонаследниками. Несмотря на отдельные прозрения ВЗ о единстве человеческого рода, только в свете принесенной Христом жертвы стал ясен замысел Божий: одним чудодейственным актом упразднить вражду между Собою и родом человеческим и уничтожить разделения, дробящие человечество (2,14-18). В Послании к Римлянам Павел размышлял о том, что Бог включил язычников в состав Своего народа искусственным путем: они были дикой ветвью, привитой (в отличие от естественной садоводческой практики) к садовой маслине (Рим. 11,11-24).

3:10 через Церковь. Т.е. через объединение иудеев и язычников в едином тел Христовом.

начальством и властям на небесах. Павел уже упоминал "князя, господствующего в воздухе" (2,2) и еще вернется к теме борьбы христиан против духовных врагов (6,10-17). В своем Послании к Колоссянам Павел доказывал, что Иисус есть Господь всего, в том числе и духовного мира; более того, что в Иисусе, и только в Нем одном, примирены небо и земля (Кол. 1,15-20; 2,8-23). Соответственно, теперь в примирении между иудеями и язычниками Павел видит знак для небесных сил. С точки зрения его культурных предпосылок, нет более глубокого разделения в человечестве, чем между иудеями и язычниками. Оказавшееся возможным их полное единство во Христе свидетельствует о глубине мудрости Божией (Ис. 55,8.9; 1 Кор. 2,6-10) и является доказательством даже для небесных сил, что Иисус действительно есть Господь вселенной (1,20-23).

3:14 преклоняю колени мои. Т.е. повинуюсь, смиряюсь.

3:15 всякое отечество. Иной перевод: "всякое отцовство".

3:16 во внутреннем человеке. Одно из наиболее ясных высказываний апостола Павла о действии Духа внутри человека (2 Кор. 5,17). Большая часть Послания к ефесянам обращена к групповому чувству верующих (1,10-14; 2,14-18.21.22; 3,6.10; 4,3-6.12-16.25; 4,32 - 5,2.19; 5,21 - 6,9). Но Христос обитает в сердце каждого отдельного человека. Христианство - не общинное исповедание, исключающее всякий индивидуальный опыт, но и не личное благочестие без общего, совместного видения. В подлинном христианстве наличествуют обе эти стороны.

3:18 укорененные и утвержденные в любви. Это, вероятно, относится к взаимной любви верующих друг к другу.

3:18 что широта и долгота, и глубина и высота. Такими пространственными понятиями Павел воссоздает образ всеобъемлющей и безграничной любви Христовой, наполняющей собой все.

3:21 слава. Сила исходит от Бога, слава воздается Ему.

в Церкви во Христе Иисусе. В этом послании Павел ярко освещает взаимные отношения тела и главы (1,22.23); примиренных и Примирителя (2,14-18; 4,3); невесты и жениха (5,22-33).

Указав на попечение о нас Христа, говорит затем и о своем попечении. Так как, говорит, Господь мой явил такие дела в отношении к нам, то необходимо и мне по возможности содействовать. Посему я узник за вас. И если Он был распят, то я, по крайней мере, нахожусь в узах за вас. Словами же за вас язычников указал на следующее: "не только мы вас не гнушаемся, но даже и узы принимаем ради вас и за честь себе поставляем именоваться узниками Христовыми".


Намекает на слова Божий к Анании: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами (Деян.9:15). И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет домостроительством благодати . Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо сам мне сказал, что Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян.22:21). Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес.


Вот дело благодати - откровение тайны. И поистине тайна - из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев.


Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное.


Я написал, говорит, не сколько должно, а по силе вашей и вместимости. И из этого вы можете воспринять и понять мое разумение тайны Христовой, то есть как я уразумел тайну Христову, или как я понял, что Он сидит одесную Отца и нас посадил с Собой, что в Себе создал обоих во единого нового человека, и прочее, относящееся к тайне. Поймите же достоинство моего разумения из того, что столько мне Бог открыл. А что это знак великой чести, слушай: не сделал Он того никакому другому народу (Пс.147:9), именно, что Израилю возвестил уставы Свои и суды Свои (Пс.147:8).


Что же? Неужели не знали пророки? А как же Христос говорит: "Моисей и пророцы обо Мне писали"; и "исследуйте писания..." и "они свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39)? Но Павел, во-первых, говорит то, что не было открыто всем людям, так как прибавил: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих . А во-вторых, то, что таким образом не было открыто и пророкам, как теперь самым делом явлено апостолам и новозаветным пророкам, Духом Святым. Ибо если бы Дух не научил Петра, последний не принял бы в Церковь язычника Корнилия с его домашними (Деян.10:3). И заметь, не относительно обрезания, а относительно язычников дает Дух откровение, потому что великим было делом принятие в Церковь презираемых язычников. И настолько древние не знали этой тайны, что даже и великий Петр нуждался в наставлении Духа относительно этого.


Тайна состоит в том, что язычники стали сонаследниками и соучастниками обетования Израилева. Ибо израильтяне участвовали в обетовании, как народ святой; и язычники, доселе нечистые, стали участниками с ними того же обетования, но каким образом? Во Христе , то есть через веру во Христа, которая дошла до них чрез благовестие. И не удовольствовался названием сонаследниками и сопричастниками , - но, чтобы показать большую близость и единение, назвал составляющими одно тело . Ибо язычники со святыми израильтянами составили одно тело, управляемое единой главой - Христом.


Я стал служителем сего благовествования и нахожусь в узах ради Него; но это не мое дело, а дар божественной благодати, которая дана мне не просто и не скудно, но обильно и щедро, как свойственно давать всесильному Богу. Или же - так как Он даровал мне это служение, то снабдил меня и силой. Ибо бесполезно достоинство, если не соединена с ним сила. Три вещи нам нужно вносить в служение: душу, готовую на опасности, мудрость и разум, и жизнь беспорочную, а Божие дело - давать силу, чрез которую все это стало бы действительным.


Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: я недостоин называться апостолом (1Кор.15:9).


Какая благодать, говорит, мне дана? Благовествовать язычникам . Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее?


Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, - кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо.


Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь, то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет премудрость не просто различной, а многоразличной , указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти - жизнь, из немощи - сила, из бесчестия - слава и из всего, казалось бы, низкого - благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они - чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь, и чрез нее приходя к познанию.


Хотя теперь только познана, говорит, мудрость того, что совершилось с нами, но оно издревле было предопределено. По предвечному определению , то есть по предведению будущих веков. Ибо Бог знал будущее и таким образом предопределил. Выражение которое Он исполнил во Христе Иисусе относится к мудрости или к домостроительству, которое совершил Отец чрез Сына. А Златоуст, читая вместо: ήν εποίησεν - которое исполнил , ων εποίησεν - которые сотворил (исполнил), говорит, что веки (т.е. века, время, - Прим. Ред. ) Бог сотворил (или исполнил - εποίησεν) чрез Сына.


Что все чрез Христа произошло, это видно, говорит, из того, что Он есть Тот, Который привел нас. Однако не как пленники мы приведены, и не как грешники, но имеем дерзновение, и не просто, а с надеждой и упованием. Откуда же нам это? От веры, говорит: она, освободив от грехов, вложила в нас дерзновение и упование.


Посему , говорит. Почему же? Потому что велика тайна вашего звания и великое дело мне вверено, именно проповедь к вам, и необходимо мне подвергнуться узам и терпеть зло от непонимающих тайну и сопротивляющихся ей; посему умоляю вас, не унывайте, то есть не страшитесь и не смущайтесь, как будто происходит что-то странное. Ибо слава ваша в том более и состоит, что Бог так возлюбил вас, что не только Сына Своего отдал за вас, но и нас, рабов Своих, ради вашей пользы подверг опасностям и узам. Если же мои скорби служат к вашей славе, то гораздо больше вы прославитесь чрез собственные скорби. Посему, даже если бы и сами вы подверглись скорбям, не падайте духом.


Так как вы удостоились такой любви и непостижимы те блага, которые вы получили и которые еще получите в будущем, то я молю, говорит, чтобы дарована вам была благодать вселившегося в вас Христа, - благодать постигнуть это и познать, насколько вы возлюблены. А что эта мольба напряженная, обозначает словами: преклоняю колени мои . От верховного Отца, говорит, всякое отечество : на земле - племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов; на небесах же, - так как там никто ни от кого не рождается, - отечествами обозначает отдельные сонмы, то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами.


Чего же я молю для вас? Да даст вам Бог, богатый и желающий прославления имени Своего, утвердиться в борьбе с искушениями, так чтобы не только не смущаться ими, но и переносить их. И не довольствуется выражением утвердиться , но прибавляет: крепко , прося изобильных для них благ. Как же утвердиться ? Д_ухом Его, ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его "Духом крепости". И не только утвердиться, но гораздо более и сильнее, - вселиться Христу в сердца ваши , не на поверхности, а в глубине. Каким же образом? Верою . Ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал (Ин.14:23). А этого вы достигните, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться. Итак, апостол испрашивает для них двух благ: чтобы они укрепились Духом и чтобы вселился Христос в сердца их; или же чтобы вы, говорит, утвердились и стали достойными того, чтобы вселился Христос в сердца ваши.


О чем вначале он молился, чтобы дан был им Дух премудрости и откровения к познанию того, в чем состоит упование звания их и прочее, - то и теперь говорит: чтобы вы могли постигнуть со всеми верующими тайну совершенного ради вас, - она столь велика, что простирается по всем направлениям. Посему и описал ее внешними чертами, приписывая ей и верх, и низ, и боковые стороны. Ибо, говорит, хотя я и объяснял, невозможно из моих слов понять это в достаточной мере, но только через Духа Святого: не иначе вы можете постигнуть это, как получив подкрепление от Духа. Ибо нужна великая крепость, и если не вселится в вас Христос, мы ничего не в состоянии сделать. Григорий же Нисский говорит, что широтой, долготой, глубиной и высотой обозначается крест: посему апостол молился за ефесян, чтобы они возмогали постичь тайну Креста. Ибо все домостроительство им объемлется и самое важное в нем - Крест, в котором особенно проявляется любовь Божия, как и Господь говорит (Ин.14:12). Посему и Павел указывает на эту любовь.


И да возможете, говорит, познать любовь Христову, превышающую всякое разумение. Как же мы познаем ее, когда она превышает всякое понимание? Во-первых, он сказал, что любовь превосходит понимание, конечно, человеческое; а вы не человеческой мыслью, но Духом познаете ее. Потом, не то он сказал, что познаете точную меру ее, но то именно, что она велика и превышает всякое понимание. Сие молю познать вам Духом. И кто же, говорит, не знает сего? Все: и те, которые ропщут на обыденную действительность, и те, которые отдают предпочтение мамоне пред Богом. Так как, если бы познали ее, мы и на Провидение не роптали бы, и к настоящему не были бы привержены, отступив от Бога, так нас возлюбившего. Заметь также, если любовь Его превышает всякое понимание, насколько же более существо Его?


Двояко это понимали: или да познаете, говорит, что во Отце, Сыне и Святом Духе приемлет от нас Бог поклонение, потому что это составляет полноту Бога - троичность; или же - да исполнитесь, говорит, всякой добродетели, которой исполнен Бог. Но лучше, думаю, понимать таким образом: будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, всё божественное.


Я, говорит, прошу, но Он и больше, чем заключается в моей молитве, сделает. Ибо не только все, чего кто просит, но и больше Он может сделать, и несравненно больше , то есть щедро и с избытком. И вдвойне избыток указывает: несравненно и больше . Ибо возможно сделать и более просимого, но не несравненно , что значит щедро и с избытком. Но Бог может и то, и другое. Как Он и действительно возмог и совершил в нас великое и необычайное, усыновив враждебных Ему язычников, так что уже из того, что Он совершил для нас, ясно и то, что сказано. И справедливо заканчивает речь славословием, прославляя благодетеля и вместе с тем показывая величие совершенного для нас. Ибо не удивлялся бы, если бы не даровал Бог столько, сколько нужно для возбуждения удивления и прославления. Не просто также говорит: Тому слава , но во Христе Иисусе . Ибо подлинно никто не может и прославить Бога, как только благодатью и силой Христовой. Ибо Он подает нам дар прославления и научает, как сие совершить. В Церкви слава Божия, и справедливо: потому что она пребывает непрестанно и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Посему и славословие это будет вечно.


Послание к Ефесянам книга Нового Завета, входящая в число посланий апостола Павла и обращенная к христианам из язычников (Еф.2:2) малоазийского города Эфес. История Город Эфес (Ефес), бывший столицей римской провинции Азия, играл важную… … Википедия

Послание к Ефесянам - написано ал. Павлом для христиан в Ефесе; вероятно, во время его первого заключения в Риме (Еф. 3:1; 4:1; Деян. 28:30) около 62 года. По мнению некоторых, это было соборное послание к церквам, переданное ефесянам Тихиком, который вез также… … Словарь библейских имен

I. АВТОР ПОСЛАНИЯ Автором П.кЕ. является ап. Павел (Еф 1:1), к рый был хорошо известен своим адресатам (Еф 3:2). Более точные сведения об обстоят вах, сопутствующих моменту передачи послания, должен был сообщить Тихик, вероятно, и доставивший это … Библейская энциклопедия Брокгауза

Обращение Павла к святым в Ефесе. Прославляет Бога за излитые благословения. Молится, чтобы ефесяне познали славу Евангелия …

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 1Кор.1:1 2Кор.1:1 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. Дан.9:24 Мар.1:15 Гал.4:4 Кол.1:20 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, Лук.7:30 Деян.20:27 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Еф.4:30 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его] , в похвалу славы Его. 2Кор.5:5 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Беседы на послание к Ефесянам , Святитель Иоанн Златоуст. Русская религиозная мысль всегда была одним из наиболее значимых направлений развития как общемировой религиозной философии и теологии, так и в целом российскогогосударства на разных этапах…
  • Беседы на послание к Ефесянам , святитель Иоанн Златоуст. Русская религиозная мысль всегда была одним из наиболее значимых направлений развития как общемировой религиозной философии и теологии, так и в целом российскогогосударства на разных этапах…

1. Вступление (3:1)

Еф. 3:1 . Слова для сего-то (стих 14 начинается с них же) обращают читателей к тому, что было сказано в 2:21-22, - относительно возведения верующих (иудеев и язычников) на некий новый уровень существования. Но в более общем плане они возвращают нас ко всей первой части Послания, где Павел ведет речь о милости Божией к язычникам.

Говоря: я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников, апостол имел в виду свое тюремное заключение в Риме - за служение Христу (Еф. 4:1; 2-Тим. 1:8; Филим 1,9), а более конкретно - за то, что он был апостолом язычников (2-Тим. 1:11-12). По причине своего преданного отношения к служению, которое Бог поручил ему среди необрезанных (Еф. 3:2), Павел вызвал ожесточенную неприязнь к себе со стороны иудеев. Результатом ее были нападки на него в Иерусалиме, и она же привела его на суд власть имущих в Кесарии и Риме.

2. Тайна (3:2-6)

а. Служение Божией благодати (3:2)

Еф. 3:2 . Прервав на середине свое предыдущее предложение (стих 1; в греческом и англ. текстах оно не оканчивается точкой, как в русской Библии), Павел приступает к развитию иной мысли в новом длинном предложении, которое в греческом оригинале оканчивается в стихе 13 (это - одно из восьми длинных предложений в Послании к Ефесянам - толкование на Еф. 1:13-14). Это условное предложение, начинающееся с Как вы слышали (3:2); апостол был уверен в том, что ефесяне знали о возложенной на него ответственности, и теперь он говорит о ней подробнее.

Павел пишет о домостроительстве благодати Божией, данной ему (стих 2), и заключает предложение просьбой к ефесянам не унывать при мысли о его заточении в Риме (стих 13). В стихах 3-12 он излагает подробности своего благовестия и служения. Слово домостроительство (ойкономия - сравните стих 9) имеет значение "управления", "распоряжения", точнее - "доверения" управления чем-то (в 1-Кор. 9:17 это слово переведено ках "вверенное мне служение", а в Кол. 1:25 - как "по домостроительству, вверенному мне").

Смысл сказанного в этом стихе (подробнее это развивается в 3:6-8) в том, что Павел должен был служить благодати Божией, распространяя благовестие Его (и отвечая за это распространение). Благодать, служителем которой он призван был быть, дана была ему для возвещения ее язычникам, в частности, и ефесянам (стих 1 - "за вас"), потому что Павел был апостолом язычников (Гал. 2:7; Еф. 3:8).

б. Откровение тайны (3:3-5)

Еф. 3:3 . Потому что, с которого начинается этот стих, подтверждает, что тайной является "благодать", о которой упомянуто в стихе 2. Но о содержании тайны (или истины ранее неизвестной) не говорится вплоть до 6 стиха. Самому Павлу оно сделалось известным чрез откровение, и он уже вкратце писал об этом не в ином каком-то послании, а в этом же (в 2:11-22).

Еф. 3:4 . Верующие в Ефесе могли усмотреть разумение (синесин; сравните Кол. 1:9; 2:2) Павлом тайны Христовой (сравните Кол. 1:27; 2:2), читая то, что он написал о ней выше. Дальнейшие слова апостола (Еф. 3:5-6) еще более свидетельствуют о понимании им вверенной ему тайны. Своим "разумением" он был, однако, обязан не собственной сообразительности, а откровению Божию.

Еф. 3:5 . И вот он говорит о времени раскрытия этой тайны. Она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта… Это утверждение породило некоторое разномыслие среди изучающих Библию. Проблема упирается в короткое слово "как" (хос). Некоторые усматривают здесь "сравнение степени", понимая упомянутое слово в том смысле, что тайна, о которой идет речь, частично была открыта еще в Ветхом Завете, но полностью только теперь, в век Церкви. То есть идея стиха в том, что в прошлом Бог не открыл эту тайну до такой степени, как в настоящее время. Другие же воспринимают наречие "как" в том значении, что в ветхозаветное время тайна не была открыта вовсе, и что впервые откровение ее совершилось в дни Нового Завета.

В пользу второй точки зрения говорят пять соображений: 1) Хотя наречие "как" чаще употребляется в сравнительных оборотах, каковой видится и здесь сторонникам первой точки зрения, употребляют его и в "описательном" смысле; к примеру, в Деян. 2:15 Петр говорит об учениках: "Они не пьяны, как вы думаете"

2)На то, что тайна эта была ранее скрыта, указывает сам контекст (Еф. 3:9).

3)В параллельном месте - в Кол. 1:26 - слова "как" нет, но недвусмысленно говорится об этой же тайне как о "сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его".

4)Функция наречия времени "ныне" (ней) согласуется тут - в противопоставлении одного времени другому - с таковой в Кол. 1:26. В прошлом эта тайна не была известна, но "ныне" она открыта. Подтверждению этой мысли служит то же наречие времени нон, ках употреблено оно в Еф. 3:10: "Дабы… многоразличная премудрость Божия" (которая до поры тоже оставалась тайной) "ныне" стала известна "начальствам и властям на небесах". Но если и небожители не знали об этой тайне в ветхозаветные времена, как могли знать ее люди? Коль скоро властям небесным стала она "известною через Церковь" (которая не существовала до дня Пятидесятницы), ясно, что и люди до этого не были осведомлены о ней.

5)Само по себе слово "открыта" подразумевает "закрытость" прежде или "скрытость" того, что теперь открыто. Следовательно, неверно думать, будто "тайна Христова" частично уже была открыта в Ветхом Завете.

Те, кто придерживаются первой точки зрения, ссылаются на такие места, как Ис. 2:1-4 и 61:5-6, из которых следует, что язычники получат Божий благословения, наряду с Израилем. Однако там речь идет о Тысячелетнем Царстве, а не о том, что язычники и иудеи сообща образуют Церковь и в этом смысле составят "одно тело".

Эта тайна была открыта Духом (Еф. 2:22) Апостолам Его и пророкам (сравните 2:20; 4:11). Выдвигали мысль, что она была открыта апостолу Павлу, однако, в Еф. 3:5 ясно говорится, что тайна была открыта многим апостолам и пророкам; Павел же был в их числе - тех, кому надлежало "возвещать" ее.

в. Характер и содержание тайны (3:6)

Еф. 3:6 . Павел излагает теперь сущность тайны. Трояко определяет он уверовавших язычников вместе с уверовавшими иудеями как а)сонаследников Божиих богатств (1:3-14), б) составляющих одно тело (сравните 2:16) и в)сопричастников обетования Его (т. е. обещания о пришествии Мессии; сравните Еф. 2:12 и Кол. 3:29) во Христе Иисусе (в толковании на Еф. 2:19 и 3:5 о взаимоотношениях Церкви и Израиля).

Таким образом "тайна" - это не нечто таинственное, но некая духовная священная истина, сокрытая от людей прошлых веков и открытая ныне. Откровение ее совершается посредством благовествования; а состоит она в том, что верующие иудеи и язычники составляют одно тело. Тайна, следовательно, не в том, что язычники могут спастись, - об этом говорилось и в Ветхом Завете, а в объединении верующих иудеев и язычников. Концепция эта имела революционное значение как для тех, так и для других!

3. Служение (3:7-12)

Дав пояснение относительно тайны (стихи 2-6), Павел переходит к вопросу своего служения по возвещению этой тайны язычникам

а. Определение Павла на служение (3:7-8а)

Еф. 3:7-8а . Которого (т. е. благовествования) служителем сделался я, - пишет апостол (сравните Кол. 1:23). Не идею подчиненности выражает слово "служитель" (диаконос), как выражает ее слово дулос ("раб"), а идею выполнения порученного дела (сравните со "служителями" в Иоан. 2:5,9). Это служение возможно благодаря дару благодати Божией (сравните Еф. 3:2), данной Павлу действием силы Его (сравните Еф. 1:19; Кол. 1:29).

В греческом подлиннике более четко выражена мысль, что на служение свое Павел был подвигнут именно этим "даром благодати Божией" и что продолжалось оно "действием (енергейан) силы (динамеос) Его". Ответное служение этой благодати - силою Божией, а не своею собственною - и составляло задачу Павла, хотя он и считал себя наименьшим из всех святых (сравните Еф. 1:1, 15), что говорит о глубоком смирении апостола перед лицом несравненной в щедрости ее Божией благодати.

б. Сущность служения (3:8б-9)

Еф. 3:8б-9 . Две функции исполнял Павел в этом служении. Во-первых, ему надлежало благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. А во-вторых, - открыть всем, в чем состоят домостроительство тайны. Хотя служил он и иудеям, и язычникам (сравните толкование на Деян. 9:15), особое назначение его состояло в том, чтобы быть "апостолом язычников" (Рим. 11:13; Гал. 1:16; 2:7-8).

Кое-что язычники могли знать о богатстве Христовых благословений (сравните "богатство благодати Божией" в Еф. 1:7; 2:7 и "богатство" Его милости в Еф. 2:4). Однако неисследимое (здесь анексичниастон - буквально "неподдающееся прослеживанию"; встречается только тут и в Рим. 11:33) это богатство полностью не может вместиться в человеческое сознание.

Павел должен был раскрывать всем, а не только ефесянам (сравните Еф. 3:2), этот основанный на благодати характер управления (по-русски "домостроительство") Богом тем, что составляло Его священный секрет (стихи 3-4, 6). Секрет этот или тайна сокрыта в Боге (сравните стих 5), Творце вселенной. Еще до создания Им всего сущего Бог имел в виду это чудесное дело - как часть Своего плана от вечности (1:4,11).

в. Цель служения (3:10-12)

Еф. 3:10-12 . Цель служения Павла сформулирована им так: дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. В классическом древнегреческом языке слово полипойкилос ("многоразличная") обычно применялось к богатству цветника или к многоцветью узора (слово одного с ним корня, по-русски тоже переданное как "многоразличной", встречаем в 1-Пет. 4:10).

О "многоразличной премудрости Божией" здесь говорится не применительно к факту искупления, но как о проявившейся в учреждении новых взаимоотношений между верующими иудеями и язычниками, которые объединились в "одно тело". Средством приведения этой премудрости в действие или осуществления ее на практике сделалась Церковь; а возвещалась она начальствам и властям на небесах (сравните Еф. 1:3) - имеются в виду как добрые, так и злые ангелы, что следует, в частности, из Еф. 6:12 (сравните 1:21). Наблюдая за созданием Церкви, в которой объединяются иуден и язычники, небожители не могут не принять это как свидетельство Божией мудрости.

Эта тайна - заключавшаяся в объединении тех и других в "одно тело" (3:6) - была открыта апостолам и пророкам (стих 5), и ее-то провозглашал Павел (стихи 7-9). Провозглашал с тем, чтобы продемонстрировать ангелам премудрость Божию в ее "многоразличии". Весь этот план соответствовал Его предвечному определению (или цели), которое Он исполнил во Христе Иисусе Господе нашем (стих 11).

Это может означать, что Бог и ныне осуществляет Свою упомянутую цель, либо, что она уже осуществлена Им около 2000 лет назад. Вторая точка зрения предпочтительнее, поскольку а) глагол "исполнять" стоит в прошедшем времени и б) объединение верующих иудеев и язычников в "одно тело" оказалось возможным в результате смерти Иисуса Христа.

Чрез веру в Христа христиане имеют дерзновение (сравните Евр. 3:6; 4:16; 10:19) и надежный доступ (сравните Еф. 2:18; Рим. 5:2) к Богу. И хотя предвечное Божественное определение исполнилось во Христе около двух тысячелетий назад, христиане и сегодня сохраняют право на смелое ("дерзновенное") и уверенное ("надежное") обращение ("доступ") к Богу.

4. Увещание (3:13)

Еф. 3:13 . В греческом тексте этот стих завершает длинное предложение, начатое в стихе 2. Если Ефесяне в самом деле понимали значение того факта, что Павлу поручено было "домостроительство благодати" (стих 2), другими словами, - формирование Церкви с привлечением в нее язычников, то им не следовало унывать по причине его скорбей, переносимых ради них. Ибо его страдания были направлены на их благо и оборачивались славою для них.

Ведь если бы апостол не возвещал язычникам благодать Божию и доверенную ему тайну Божиего домостроительства, то иудеи не питали бы к нему ненависти и он не был бы заключен в тюрьму. Его проповедь несла спасение язычникам, но она же навлекала на него гнев со стороны иудеев. Вместе с тем многие из них становились членами Церкви, т. е. тела Христова, и таким образом входили в славу Его.

Ж. Молитва об укреплении любви (3:14-21)

Констатировав, что верующие из язычников составляют теперь "одного нового человека" (2:15), т. е. "тело Христово", Павел возносит молитву о том, чтобы это их единство являло себя на практике. Его желание в том, чтобы верующие воистину познали и ощутили на себе Христову любовь и в результате обрели способность проявлять ее по отношению друг к другу.

1. Подход к молитве (3:14-15)

Еф. 3:14-15 . стихи 14-19 составляют в греческом подлиннике еще одно длинное предложение в этом послании (толкование на 1:13-14). Выражение Для сего, будучи употреблено в 1 стих, когда Павел собирался приступить к молитве, здесь повторяется. Он тогда, не окончив начатого предложения, перешел к объяснению тайны тела Христова и смысла своего служения по возвещению этой тайны.

Преклонение Павлом колен соответствует одному из положений тела при молитве (которую можно возносить не только на коленях, но и стоя, либо простершись ниц), как это видно из Писаний. Выражение от которого именуется всякое отечество (по-английски "всякое отечество" передано как "вся Его семья") означает, что все творение, включая ангелов и людей, составляет одну семью, Отцом которой является Бог. Здесь, правда, возникают проблемы как грамматического характера (в греческом тексте местоимение "Его" отсутствует), так и богословского.

Автор этого комментария полагает, что лучше поэтому перевести эту фразу как "от Которого… всякая семья", т. е. близко к русскому варианту: "от Которого всякое отечество". Павел не имел, по-видимому, в виду, что Бог является Отцом всех и каждого, но скорее - что Он есть прообраз всякого отцовства. Само это понятие "Отец" происходит от Бога, а не от человека. Он есть первый Отец, Единственный, чье отцовство - "непроизводно". Поэтому-то каждая человеческая семья именуется (или берет свое имя) от Него, т. е. существует как семья, имеющая отца, благодаря Ему. Этому Отцу и возносит молитву Павел.

Хотя предложение в целом начинается стихом 14 и заканчивается стихом 19, сама просьба, содержащаяся в ней, излагается, начиная с 16 стиха: лишь об одном просит Павел в этой молитве.

а. Об укреплении во внутреннем человеке (3:16-17)

Еф. 3:16-17 . Первая часть просьбы Павла в том, чтобы Бог по богатству славы Своей (сравните 1:7,18; 2:4,7; 3:8) дал верующим крепко утвердиться ("кратаиофенаи") - "быть достаточно сильным, чтобы преодолеть сопротивление" -слова того же корня находим в 1:19 и в 6:10) Духом Его в их внутреннем человеке (т. е. в наисокровеннейшей глубине их человеческой личности). В результате этого Христос по вере их сможет вселиться в сердца их, т. е. опять-таки в сокровенные глубины личности каждого из них.

Слово "вселиться" подразумевает не начальное вхождение Христа в верующего человека в момент его обращения, а скорее желание, чтобы Господь мог "обрести в нем дом", иначе говоря, глубоко укорениться в его жизни. Верующие должны позволить Христу стать определяющим фактором в их повседневном поведении, в подходе к вещам и во взаимоотношениях с другими людьми.

б. Цель выраженной просьбы: уразуметь Христову любовь и исполниться полнотою Божией (3:18-19)

Еф. 3:18-19 . В продолжение своей молитвы Павел повторяет ту мысль, чтобы Христу стать центром жизни каждого верующего человека. Далее перевод с греческого на английский язык отличается от такового на русский. По-английски 18 стих звучит так: "И я молюсь, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, возымели силу для постижения со всеми святыми, насколько широка (в значении "объемлюща") и долговременна, глубока и высока любовь Христа". Меры, на которые ссылается здесь Павел, подразумевают не столько необходимость тщательного постижения верующими Господней любви, сколько громадность этого явления, которое им предстоит уразуметь или постичь.

Любопытно, что тут, как это уже было в а) 1:13-14; б) 1:17; в)2:18; г)2:22 и д)3:4-5, - Павел снова говорит о Троице вместе: об Отце (стих 14); о Духе (стих 1б) и о Сыне (стих 17).

Смысл вышеупомянутого "постижения" в том, чтобы познать на опыте любовь Христову (стих 19), которая превосходит всякое разумение (сравните схожую мысль в Фил. 4:7). Чем больше христианин познает Христа, тем больше восхищается он любовью Господа к себе.

Конечная цель всего этого - дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Русский перевод этой фразы наталкивает на мысль, что в жизни христианина может проявиться вся Божия полнота; в современном английском варианте Библии фраза эта переведена более правильно, с учетом греческого слова "ейс", пропущенного при переводе на русский язык. В соответствии с подлинником мысль эта должна звучать так: "дабы вам исполниться до установленной меры всею полнотою Божией".

Вся (в значении безграничности ее) полнота Божества - только во Христе, и лишь в Нем может иметь "полноту" верующий (Кол. 2:9-10). Хотя в идеальном смысле эта Божественная полнота во Христе есть уже достояние верующего, Павел молится о том, чтобы она на практике могла, осуществляться в жизни каждого христианина (Еф. 4:13). Осознание на опыте Божиего морального совершенства и его полноты побуждает верующих - как иудеев, так и язычников, - любить друг друга. Принципиально они составляют одно целое во Христе, но им и в повседневной жизни необходимо питать взаимную любовь как составляющим в Нем одно.

3. Завершение молитвы (3:20-21)

Еф. 3:20-21 . Павел заканчивает эту молитву славословием. Он прославляет Бога, Который, может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, - силою, действующею в нас. Ни людям, ни ангелам (3:10) не приходило на ум, что иудеи и язычники могут функционировать как одно тело. Однако силой Божией любви, действующей в жизни каждого христианина, это, по убеждению Павла, могло стать реальностью - чтобы верующие из иудеев и язычников действовали сообща и любили друг друга.

Мысль об этом поражает и кажется противоестественной, но Богу по силам осуществить ее. Апостол потому и возносит Богу славу, которая должна проявиться в Церкви, где совершается чудо взаимной любви, и во Христе Иисусе, благодаря Которому сделался возможным этот союз между христианами иудейского и языческого происхождения.

Слава Богу за это свершение будет возноситься во веки веков (Рим. 11:36; 2-Тим. 4:18). Этим славословием подводится итог не только молитве Павла, но и первым трем главам его Послания к Ефесянам.

. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

Указав на попечение о нас Христа, говорит затем и о своем попечении. Так как, говорит, Господь мой явил такие дела в отношении к нам, то необходимо и мне по возможности содействовать. Посему я узник за вас. И если Он был распят, то я, по крайней мере, нахожусь в узах за вас. Словами же «за вас язычников» указал на следующее: «не только мы вас не гнушаемся, но даже и узы принимаем ради вас и за честь себе поставляем именоваться узниками Христовыми».

. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

Намекает на слова Божии к Анании: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» (). И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет «домостроительством благодати» . Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо Сам мне сказал, что «Я пошлю тебя далеко к язычникам» (). Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес.

. потому что мне через откровение возвещена тайна

Вот дело благодати – откровение тайны. И поистине тайна – из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев.

(о чем я и выше писал кратко),

Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное.

. то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

Я написал, говорит, не сколько должно, а по силе вашей и вместимости. И из этого вы можете воспринять и понять мое разумение тайны Христовой, то есть как я уразумел тайну Христову, или как я понял, что Он сидит одесную Отца и нас посадил с Собой, что в Себе создал обоих во единого нового человека, и прочее, относящееся к тайне. Поймите же достоинство моего разумения из того, что столько мне открыл. А что это знак великой чести, слушай: «не сделал Он того никакому другому народу» (), именно, что Израилю возвестил «уставы Свои и суды Свои» ().

. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ,

Что же? Неужели не знали пророки? А как же Христос говорит: «Моисей и пророцы обо Мне писали» ; и «исследуйте Писания...» и «они свидетельствуют о Мне» ()? Но Павел, во-первых, говорит то, что не было открыто всем людям, так как прибавил: «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих» . А во-вторых, то, что таким образом не было открыто и пророкам, как теперь самым делом явлено апостолам и новозаветным пророкам, Духом Святым. Ибо если бы Дух не научил Петра, последний не принял бы в язычника Корнилия с его домашними (). И заметь, не относительно обрезания, а относительно язычников дает Дух откровение, потому что великим было делом принятие в Церковь презираемых язычников. И настолько древние не знали этой тайны, что даже и великий Петр нуждался в наставлении Духа относительно этого.

. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

Тайна состоит в том, что язычники стали сонаследниками и соучастниками обетования Израилева. Ибо израильтяне участвовали в обетовании, как народ святой; и язычники, доселе нечистые, стали участниками с ними того же обетования, но каким образом? "Во Христе" , то есть через веру во Христа, которая дошла до них чрез благовестие. И не удовольствовался названием «сонаследниками» и « сопричастниками» , – но, чтобы показать большую близость и единение, назвал «составляющими одно тело» . Ибо язычники со святыми израильтянами составили одно тело, управляемое единой главой – Христом.

. которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Я стал служителем сего благовествования и нахожусь в узах ради Него; но это не мое дело, а дар божественной благодати, которая дана мне не просто и не скудно, но обильно и щедро, как свойственно давать всесильному Богу. Или же – так как Он даровал мне это служение, то снабдил меня и силой. Ибо бесполезно достоинство, если не соединена с ним сила. Три вещи нам нужно вносить в служение: душу, готовую на опасности, мудрость и разум, и жизнь беспорочную, а Божие дело – давать силу, чрез которую все это стало бы действительным.

. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия –

Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: «я недостоин называться апостолом» ().

благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

Какая благодать, говорит, мне дана? «Благовествовать язычникам» . Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее?

. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге,

Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, – кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо.

создавшем все Иисусом Христом,

Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все чрез Христа. Ибо "без Него" , говорит, «ничто не начало быть» (). И это чрез Него открывает.

. дабы ныне соделалась известною через начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через , то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет «премудрость» не просто различной, а «многоразличной» , указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти – жизнь, из немощи – сила, из бесчестия – слава и из всего, казалось бы, низкого – благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они – чрез нас, видя, каких благ удостоена , и чрез нее приходя к познанию.

. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

Хотя теперь только познана, говорит, мудрость того, что совершилось с нами, но оно издревле было предопределено. «По предвечному определению» , то есть по предведению будущих веков. Ибо знал будущее и таким образом предопределил. Выражение «которое Он исполнил во Христе Иисусе» относится к мудрости или к домостроительству, которое совершил Отец чрез Сына. А Златоуст, читая вместо: ήν εποίησεν – «которое исполнил» , ων εποίησεν – «которые сотворил» (исполнил), говорит, что веки (т.е. века, время, – Прим. Ред. ) сотворил (или "исполнил" – εποίησεν ) чрез Сына.

. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

Что все чрез Христа произошло, это видно, говорит, из того, что Он есть Тот, Который привел нас. Однако не как пленники мы приведены, и не как грешники, но имеем дерзновение, и не просто, а с надеждой и упованием. Откуда же нам это? От веры, говорит: она, освободив от грехов, вложила в нас дерзновение и упование.

. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

"Посему" , говорит. Почему же? Потому что велика тайна вашего звания и великое дело мне вверено, именно проповедь к вам, и необходимо мне подвергнуться узам и терпеть зло от непонимающих тайну и сопротивляющихся ей; посему умоляю вас, не унывайте, то есть не страшитесь и не смущайтесь, как будто происходит что-то странное. Ибо слава ваша в том более и состоит, что Бог так возлюбил вас, что не только Сына Своего отдал за вас, но и нас, рабов Своих, ради вашей пользы подверг опасностям и узам. Если же мои скорби служат к вашей славе, то гораздо больше вы прославитесь чрез собственные скорби. Посему, даже если бы и сами вы подверглись скорбям, не падайте духом.

. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,:

. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

Так как вы удостоились такой любви и непостижимы те блага, которые вы получили и которые еще получите в будущем, то я молю, говорит, чтобы дарована вам была благодать вселившегося в вас Христа, – благодать постигнуть это и познать, насколько вы возлюблены. А что эта мольба напряженная, обозначает словами: «преклоняю колени мои» . От верховного Отца, говорит, «всякое отечество» : "на земле" – племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов; «на небесах» же, – так как там никто ни от кого не рождается, – отечествами обозначает отдельные сонмы, то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами.

. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,:

. верою вселиться Христу в сердца ваши,:

. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,

Чего же я молю для вас? Да даст вам Бог, богатый и желающий прославления имени Своего, утвердиться в борьбе с искушениями, так чтобы не только не смущаться ими, но и переносить их. И не довольствуется выражением «утвердиться» , но прибавляет: "крепко" , прося изобильных для них благ. Как же «утвердиться» ? "Духом Его" , ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его «Духом крепости». И не только утвердиться, но гораздо более и сильнее, – «вселиться Христу в сердца ваши» , не на поверхности, а в глубине. Каким же образом? "Верою" . Ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал (). А этого вы достигните, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться. Итак, апостол испрашивает для них двух благ: чтобы они укрепились Духом и чтобы вселился Христос в сердца их; или же чтобы вы, говорит, утвердились и стали достойными того, чтобы вселился Христос в сердца ваши.

могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,

О чем вначале он молился, чтобы дан был им Дух премудрости и откровения к познанию того, в чем состоит упование звания их и прочее, – то и теперь говорит: чтобы вы «могли постигнуть со всеми» верующими тайну совершенного ради вас, – она столь велика, что простирается по всем направлениям. Посему и описал ее внешними чертами, приписывая ей и верх, и низ, и боковые стороны. Ибо, говорит, хотя я и объяснял, невозможно из моих слов понять это в достаточной мере, но только через Духа Святого: не иначе вы можете постигнуть это, как получив подкрепление от Духа. Ибо нужна великая крепость, и если не вселится в вас Христос, мы ничего не в состоянии сделать. Григорий же Нисский говорит, что широтой, долготой, глубиной и высотой обозначается крест: посему апостол молился за ефесян, чтобы они возмогли постичь тайну Креста. Ибо все домостроительство им объемлется и самое важное в нем – Крест, в котором особенно проявляется любовь Божия, как и Господь говорит (). Посему и Павел указывает на эту любовь.

. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,

И да возможете, говорит, познать любовь Христову, превышающую всякое разумение. Как же мы познаем ее, когда она превышает всякое понимание? Во-первых, он сказал, что любовь превосходит понимание, конечно, человеческое; а вы не человеческой мыслью, но Духом познаете ее. Потом, не то он сказал, что познаете точную меру ее, но то именно, что она велика и превышает всякое понимание. Сие молю познать вам Духом. И кто же, говорит, не знает сего? Все: и те, которые ропщут на обыденную действительность, и те, которые отдают предпоч­тение мамоне пред Богом. Так как, если бы познали ее, мы и на Провидение не роптали бы, и к настоящему не были бы привержены, отступив от Бога, так нас возлюбившего. Заметь также, если любовь Его превышает всякое понимание, насколько же более существо Его?

дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

Двояко это понимали: или да познаете, говорит, что во Отце, Сыне и Святом Духе приемлет от нас поклонение, потому что это составляет полноту Бога – троичность; или же – да исполнитесь, говорит, всякой добродетели, которой исполнен Бог. Но лучше, думаю, понимать таким образом: будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, всё божественное.

. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,:

. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Я, говорит, прошу, но Он и больше, чем заключается в моей молитве, сделает. Ибо не только все, чего кто просит, но и больше Он может сделать, и «несравненно больше» , то есть щедро и с избытком. И вдвойне избыток указывает: «несравненно» и "больше" . Ибо возможно сделать и более просимого, но не «несравненно» , что значит щедро и с избытком. Но может и то, и другое. Как Он и действительно возмог и совершил в нас великое и необычайное, усыновив враждебных Ему язычников, так что уже из того, что Он совершил для нас, ясно и то, что сказано. И справедливо заканчивает речь славословием, прославляя благодетеля и вместе с тем показывая величие совершенного для нас. Ибо не удивлялся бы, если бы не даровал Бог столько, сколько нужно для возбуждения удивления и прославления. Не просто также говорит: «Тому слава» , но «во Христе Иисусе» . Ибо подлинно никто не может и прославить Бога, как только благодатью и силой Христовой. Ибо Он подает нам дар прославления и научает, как сие совершить. "В Церкви" слава Божия, и справедливо: потому что она пребывает непрестанно и « врата ада не одолеют ее» (). Посему и славословие это будет вечно.