Русские крейсера, Ч.2 (UPD). 2 - история в фотографиях — LiveJournal Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Россия - броненосный крейсер российского императорского и советского флотов, прошедший Русско японскую и Первую мировую войны. Крейсер "Россия" должны были строить по образцу "Рюрика", однако, за три года прошедшие между закладками кораблей, развитие военно-морской техники не стояло на месте. Поэтому корабельному инженеру Николаю Елисеевичу Титову пришлось разработать проект корабля с введением всех необходимых и настоятельно требуемых усовершенствований.

Конструкция крейсера Россия

Первоначальные требования Морского министерства к «Рюрику №2» состояли в совершенствовании броневой защиты корабля - выше главного бронепояса, корабль должен был получить второй и бронированные казематы для артиллерии. Кроме того на нем должны были стоять водотрубные котлы, более легкие, чем огнетрубные котлы "Рюрика" и сокращенный парусный рангоут на трех мачтах.

Выполнение этих требований привело к разработке совершенно нового корабля, общего у которого с "Рюриком" были разве что огромные габариты корпуса (12 130 т водоизмещения в нормальном грузу) и состав артиллерийского вооружения. К сожалению, выполнить все требования, предъявляемые к кораблю не удалось.

Вместо двух броневых поясов, был оставлен один относительно большой высоты (2,6 м, из которых, при нормальной нагрузке, 1,2 м находились под водой). В корме пояс имел толщину 127 мм, в районе погребов орудий главного калибра - 152 мм и в середине корпуса - 203 мм, утончаясь к нижней кромке до 102 мм. В носовой части броневой пояс на 27 м не доходил до форштевня и замыкался 178-мм броневым траверзом. Плоская броневая палуба над поясом имела толщину 51 мм, карпас в носовой части - 63-76 мм. Защиту дымоходов на высоту одного межпалубного расстояния (около 2,3 м) осуществляли 76-мм броневые кожухи, а верхние части цилиндров главных паровых машин были прикрыты 127-мм наклонной броней гласиса. Вся броня толщиной в 127 мм и выше была закалена по способу Гарвея.

Боевая рубка была толщиной в 305 мм. Необходимо отметить, что начиная с «Рюрика» боевые рубки русских кораблей имели один важный дефект - вместо прорезанных в броне смотровых щелей, над краем рубки просто располагалась бронированная крыша, образуя «визирные просветы» высотой до 30 см. При этом бронированная крыша имела грибовидную форму и отражала осколки, попавшие в эти просветы внутрь рубки, превращая ее из командного центра корабля в ловушку для рулевых и командиров. Символично, что автор этого рацпредложения, погиб в ходе Русско-японской войны, смертельно раненый как раз в броневой рубке «Рюрика».

Повреждённый крейсер "Россия" во Владивостоке после боя в Корейском проливе

Если защиту машин, котлов и погребов на корабле можно было считать обеспеченной, то с защитой артиллерии дело обстояло не многим лучше, чем на «Рюрике». Никаких отдельных казематов для орудий поставить не удалось. С корму батарею 152-мм орудий прикрывали две травезные переборки (38 и 127 мм), а с носовой части одна (127 мм). Между 10 орудиями, установленными у миделя, располагались 38-мм противоосколочные переборки. В корме орудия главного калибра имели только 25-мм бронированные щиты, а в носу - «кольцевые барбеты» той же толщины. Элеваторы подачи боеприпасов были прикрыты 76-мм броней. Масса брони на корабле составила 1947 т, что на 500 т больше чем на «Рюрике».

Весьма передовой должна была стать и трехвальная силовая установка корабля. По задумке конструкторов, полный ход кораблю обеспечивали две расположенные побортно паровые машины тройного расширения суммарной мощностью в 14 500 л.с., что считалось достаточным для достижения 19 узлового хода. А на экономической скорости, корабль должен был двигаться под маломощной (2500 л.с.) паровой машиной, приводящей в действие средний вал. Как считалось, при движении под одной средней машиной корабль, при полном запасе угля в 2200 т. смог бы пройти более 13 500 миль. К сожалению, эта оригинальная конструкция оказалась полностью неработоспособной. На полном ходу работа средней машины не прибавляла кораблю скорости, а на экономичном ходу побортные машины все равно приходилось держать в действии, так как. средняя паровая машина не смогла развить проектной мощности и винты бортовых паровых машин создавали слишком сильное сопротивление, мешая развить даже 10-узло-вый ход. Кончилось тем, еще до начала Первой мировой машину экономического хода демонтировали, и крейсер стал двухвинтовым.

В качестве котлов были выбраны водотрубные котлы системы Бельвиля (32 штуки в четырех котельных отделениях), которые заказали во Франции. На испытаниях главные паровые машины корабля превысили проектную мощность (15 680 л.с.), что позволило развить ход в 19,74 узла. Дальность плавания на практике составила 7740 миль (10-узловым ходом). Для защиты от обрастания подводная часть корабля имела деревянную и медную обшивки.

В ходе проектирование и постройки вооружение корабля претерпевало серьезные изменения. Если главный калибр был определен раз и навсегда - четыре новых 203-мм орудия с длиной ствола в 45 калибров, то вместо 6x120-мм пушек на «Рюрике» было решено поставить еще 4x152-мм орудия. В случае постройки корабля по такому проекту - он имел бы одну из самых многочисленных батарей орудий среднего калибра в истории кораблестроения. Однако вместо этих пушек на верхней палубе корабля разместили 12х75-мм противоминных орудий, хотя необходимость защиты от миноносцев для океанского рейдера вещь весьма сомнительная. С другой стороны, при принятых тогда небольших дистанциях боя, огромное количество снарядов малокалиберных скорострельных пушек должен было разгонять прислугу неприятельских орудий, что отчасти подтвердилось опытом Японо-китайской и Испано-Американских войн. Бортовой залп орудий среднего калибра на крейсере «Россия» был дополнительно ослаблен установкой носовой 152-мм пушки в полубаке - без возможности вести огонь по траверзу. Такое странное решение пришло из французского флота 1870-1880-х годов, в котором считалось, что такое погонное орудие сможет вести огонь при сильном волнении, на самом на деле этому мешали брызги от форштевня, а так же обстреливать неприятеля перед нанесением таранного удара. В корме, на палубу, с несколько большим углом обстрела поставили еще одно - ретирадное орудие. В результате такого неудачного расположения в бортовом залпе «России» могли участвовать 2х203-мм орудия и 7х152-мм.

Кроме 75 мм пушек на корабле было установлено еще 20x47-мм и 18х37-мм орудий, полезность которых, при наличии 75-мм орудий была, безусловно, отрицательной. Фактически, на все это обилие «противоминных пушек» лишь отвлекалась часть экипажа корабля. Артиллерию дополняли пять надводных торпедных аппаратов.

Оценочная стоимость «России» составила около 9 миллионов рублей, что, учитывая изменение курса рубля в ходе строительства, эквивалентно примерно в 951 тысяче фунтов стерлингов. Кораблестроение в России, действительно, обходилось очень дорого.

Во время Русско-японской войны «Россия» входил в состав Владивостокского отряда крейсеров, единственного соединения русского флота на Дальнем Востоке, пережившего эту войну. 1 (14) августа 1904 года крейсер участвовал в бою у Ульсана, в котором погиб «Рюрик». К 1905 году на корабле усилили артиллерийское вооружение: погонное орудие перенесли на верхнюю палубу, ретирадному орудию придали больший сектор обстрела, на верхней палубе, вместо 6х75-мм орудий, поставили 6x152-мм пушек в казематах из 9-12,7-мм брони с 31-мм щитами орудий, дающими хотя бы какую-то защиту от осколков. В результате бортовой залп увеличился до 12x152 мм стволов. В 1906-1909 году, после возвращение на Балтику, крейсер встал на капитальный ремонт, в ходе которого с корабля сняли грот-мачту, в качестве противоминного калибра установили 15х 75-мм пушек, сняв все малокалиберные орудия, демонтировали торпедные аппараты и обеспечили возможность приема 200 мин заграждения. В результате всех этих переделок, к началу Первой мировой войны нормальное водоизмещение корабля достигло 13 060 т, а полное превысило 15 600 т. Скорость хода упала до 18 узлов.

В 1915-1916 годах корабль еще раз перевооружили - а в носу и корме, друг за другом, было установлено по два 203-мм орудия в коробчатых броневых щитах, а число 152-мм орудий сократилось до четырнадцати. В результате в бортовом залпе крейсера могли участвовать 6х203-мм и 7х152-мм. Любопытно, что из-за нехватки 152-мм орудий наиболее «расстрелянные» пушки, вместо замены, перенесли на левый борт крейсера, то есть противника предполагалось встречать правым бортом. Вместимость угольных ям была увеличена до 2400 т.

Судьба крейсера Россия

Переведён с Балтийского моря на Дальний Восток в состав эскадры Тихого океана, где под командованием капитана 1-го ранга А. П. Андреева стал флагманским кораблём Владивостокского отряда крейсеров. За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна.

1 августа 1904 - Бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о. Ульсан. Тяжело повреждён (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установлены 6х152-мм, погонное орудие перенесено на верхнюю палубу.

Зима 1904−1905 - Использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лёд у входа в бухту Новик.

1906-1909 - Капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода (отремонтирован корпус, механизмы и устройства, демонтирована средняя машина экономического хода, заменены котлы, облегчён рангоут).

Сентябрь 1914 - Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника.

Январь 1915 - Участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий лёгких сил флота.

1915-1916 - Перевооружён (6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемета; для установки дополнительных 203-мм орудий срезан полубак).

Май 1918 - Поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту.

1919 - Часть 152-мм орудий передана для обороны Риги.

1 июля 1922 - Продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл».

В конце 1922 года при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведён в Киль, где и разобран.

Тактико-технические характеристики крейсера Россия

Изготовитель: Балтийский завод
- Строительство начато: 20 ноября 1893 года
- Спущен на воду: 30 апреля (12 мая) 1895 года
- Введён в эксплуатацию: 13 сентября 1897 года
- Выведен из состава флота: 1 июля 1922 года
- Статус: Разобран на металл

Водоизмещение крейсера Россия

Нормальное: 13060 т, полное: 15600 т (на 1914 г.)

Размеры крейсера Россия

Длина: 144,2
- Ширина: 20,9
- Высота: 8 м

Двигатели крейсера Россия

3 паровые машины, 32 котла Бельвиля
- 17 680 л. с. (13 МВт)
- 2200 т угля

Скорость крейсера Россия

19,74 узла (36,6 км/ч) (к 1914 примерно 18 узл)

Дальность плавания крейсера Россия

7740 морских миль на 10 узлах, 5040 морских миль на 12 узлах

Бронирование крейсера Россия

Пояс - 152-203 (в корме - 127) мм, носовой траверз - 178 мм, гласис - 127 мм, кожухи дымоходов - 76 мм, казематы - 12,7 мм, щиты орудий - 25-31 мм, траверзы батареи - 38 и 127 мм, палуба - 51 мм, карпасная палуба в носу - 63-76 мм, рубка - 305 мм.

Вооружение крейсера Россия

4 × 203-мм/45,
- 16 × 152-мм/45,
- 12 × 75-мм/50,
- 20 × 47-мм,
- 18 × 37-мм,
- 2 десантные пушки Барановского
- 5 надводных 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 782 чел (фактически до 1080 чел).

Фото крейсера Россия

Это продолжение моего поста по "Авроре" и ее одноклассниках (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ.

1) Броненосные крейсера

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою

"Память Азова" и "Нахимов" я тут не учитываю - первый стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), второй не получил в ходе ремонта и модернизации новую артиллерию, пошел в бой и погиб со старой...
Так что остается 8 кораблей этого класса:

"Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу" (2-ю) со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика" (2-го) в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй...

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 20 лет (с момента закладки "Рюрика" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 25 кораблей крейсерского типа (+2 перевооруженных на новую артиллерию старых), недостроен только 1 из заложенных. 14 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 8 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 3 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

В феврале 1904 года крейсер «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой у порта Чемульпо. Подобными подвигами, когда в безвыходной ситуации русский корабль принимал бой, славна история русского флота.

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Благодаря высокой скорости, хорошей подготовке экипажа и инициативе командира, крейсер успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года "Новик", в отличие от большинства других кораблей, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время следования крейсер встретил английское судно, которое из-за отсутствия запрещенных грузов пришлось отпустить и сообщившее о появлении русского крейсера у восточного побережья Японии. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине, "Новик" оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером "Цусима" русский крейсер заставил противника отступить, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера "Читосе" русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на "Корейце" срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку - японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Крейсер «Светлана»

Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений. Впоследствии, после установки дополнительного вооружения, корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу боеприпасы, приняла бой с японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака». По японским данным в результате попадания двух снарядов со «Светланы», поразивших крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды, русский крейсер был затоплен командой. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.

Миноносец «Безупречный»

Один из кораблей Второй Тихоокеанской эскадры об участии которого в Цусимском бою известно очень немногое. По японским данным, в ночь с 14 на 15 мая 1905 года крейсер «Читосе» и миноносец «Ариаке» настигли имевший неисправности в машине русский миноносец. Когда подбитый в бою русский корабль стал тонуть, японские корабли ушли, не став спасать людей. Погибший в неравном бою со всем экипажем, но так и не спустивший флаг русский миноносец, как впоследствии выяснилось, оказался «Безупречным».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в Цусимском бою 14 мая 1905 года получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. На следующий день корабль был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате» и на предложение японцев сдаться открыл огонь. Значительное превосходство японских кораблей в скорости, огневой мощи и дальности стрельбы не позволило русским морякам оказать эффективное сопротивление. Если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков» был затоплен экипажем. Среди погибших был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер, входивший во время Русско-японской войны в состав Владивостокского отряда крейсеров. В начале войны успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами. Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны. Этот бой был отмечен единственным использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 - 1905 годов. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.

"Генерал-Адмирал" (вступил в строй в 1875 г.) - считается первым в мире броненосным крейсером!

Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), "дожившие" до 20 века...
1) Броненосные крейсера


Родоначальник класса - на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним "Герцог Эдинбургский". Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии - из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно - увеличение расходов на флот - "в ответ" (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли - броненосцы и крейсера - с казнозарядной артиллерией "серьезного" калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). "Вот что Крупп животворящий делает!"
Еще через год вступил в строй "долгострой" "Минин" (из-за катастрофы с британским "Кэптеном" его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили "Князя Пожарского".
Из этих 4-х "Пожарского" списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, "Минин" погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)

Минзаг "25 октября" - бывш. "Нарова", бывш. "Генерал-Адмирал" в ВМФ СССР...

О "Мономахе" и "Донском" писал в Ч.1, так что дальше идет башенный "Нахимов" - он погиб при Цусиме со старой артиллерией - перевооружить не успели!

А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, "Память Азова", "Рюрик", "Россия" и "Громобой"

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные "Баяны" (2 имярек, французской постройки, "Паллада" и "Адмирал Макаров" - отечественной) и "Рюрик-2" (британской постройки)
"Память Азова" стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: "Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу") со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика-2" в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости... А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм - и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с "Генерала-Адмирала" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.